Как отразится финансовый кризис на страховых компаниях?
21.10.08
Думаю, наиболее остро ощутят текущий финансовый кризис те компании, стратегией которых был быстрый и динамичный захват как можно большего сегмента рынка. Не секрет, что высокий рост страховых премий в последние годы в любой среднестатистической страховой компании обеспечивался ростом объема автопродаж и развитием рынка автокредитования, то есть за счет продаж таких продуктов как АвтоКАСКО, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. У многих страховщиков реальный страховой портфель по этим видам составил свыше 60% страховых премий, а динамика роста сборов страховых премий составляла более 100% ежегодно. Естественно, такое «успешное» развитие было невозможным без долгосрочного размещения финансовых ресурсов (депозитов) в банках.
Согласно прогнозам экспертов, в связи с финансовым кризисом, ожидается сокращение объемов продаж автомобилей, как частным, так и юридическим лицам. А кредитование и лизинговые операции банки на сегодняшний день фактически остановили. Поэтому, можно с высокой вероятностью прогнозировать падение динамики в сборах страховщиками страховых премий по автострахованию.
Если же учесть вероятное уменьшение сборов и по другим видам страхования, фактически законодательно закрепленный запрет на досрочное снятие депозитов страховщиками, возможный рост курса Евро и Доллара по отношению к национальной валюте, а с ним и возрастание затрат на восстановление транспортных средств, то можно предположить, что рынок, и прежде всего клиенты застраховавшие риски КАСКО и гражданской ответственности, получат значительное затягивание по срокам выплат, отказы по формальным причинам, а в ряде случаев и невозможность выплаты во вменяемые и понятные сроки.
Причем, данная ситуация может наблюдаться не столько в небольших, низкозатратных и мобильных компаниях, сколько в компаниях-«столбах» страхового рынка, лидерах сборов страховых премий и рейтингов.
В этой ситуации дэмпингующие компании, по моему мнению, напоминают пирамиды эпохи «дикого капитализма», и клиент должен отчетливо понимать, что тариф 4-5% при страховании на условиях «без франшиз», «без учета износа» и тому подобных «отменных условиях» в небольшой страховой компании сродни лотерее на этапе получения выплаты страхового возмещения. Нельзя не принять ко вниманию и следующий фактор. Практическая остановка кредитования коммерческими банками граждан на потребительские нужды, замораживание средств на депозитных счетах, остановка многих крупных бизнесов, что уже наблюдается в промышленности, приведут к значительному, существенно-ощутимому оттоку живых денег из карманов граждан начнутся невозвраты кредитов, несвоевременные погашения задолженностей, что в свою очередь вызовет дальнейшее ухудшение состояния банковской системы. Страховщиков, по моему, ждет еще и волна возможных мошеннических действий граждан связанных с безвыходностью из-за угрозы таких непогашений перед банками. Т.е. те же автомобили приобретенные в кредит начнут подставлять и средства от страховых возмещений направлять на погашения задолженностей перед банками. Опять же, это в первую очередь ударит по мелким компаниям, которые делали ставку на работу по страхованию имущества залога банков, по компаниям со слабыми службами урегулирования убытков и безопасности.