Как повлияет эпидемия гриппа на реформу медицинского страхования?
12.11.09
По оценкам экспертов, Украина расходует на здравоохранение столько же, сколько и ведущие страны мира, впрочем, неэффективно...
Эра дешевой медицины отходит в прошлое... Хотя у нас де-юре и узаконено право человека на бесплатную медицинскую помощь. Но де-факто в государственных поликлиниках таки приходится платить за анализы, обследования, лечение, а иногда даже за вызов машины скорой помощи.
Новый поворот тема медицины приобрела после объявления в Украине эпидемии гриппа. Население, столкнувшись с дефицитом лекарств и недоступностью
квалифицированной и, в то же время, доступной помощи, заинтересовалось медицинским страхованием. Поэтому некоторые из кандидатов на должность Президента уже нынче, в случае победы, обещают развивать страховую медицину в рекордные сроки.
В парламенте же уже давно пылится законопроект об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании. Однако принимать его не спешат. Но за время эпидемии уже появилось много новых вопросов... Например, кому лучше выполнять роль страховика — государству или частным страховым компаниям? Если государству, то не создадут ли еще один пенсионный фонд, который дополнительным грузом ляжет на госбюджет? Если же страховые медицинские полисы будут выдавать «частники», то как избежать случаев финансового мошенничества?
Еще одним болезненным вопросом для украинца может стать стоимость такого страхового медицинского полиса. Не понятно и то, как быть с самыми бедными гражданами... Издание выясняло перспективы развития медстрахования в Украине.
В мировой практике оформление медстраховки начинается с приобретения человеком (или предпринимателем, если речь идет о коллективном страховании) страхового полиса и оформление договора со страховой компанией. В этих документах определяется перечень медицинских услуг, которые может получить застрахованный, сумма, размер, сроки и порядок внесения страховых взносов за пользование медстраховкой, перечень страховых случаев, в случае наступления которых страхователь осуществляет страховые выплаты, указывается срок действия документа, ответственность сторон, порядок разрешения споров и тому подобное.
Медицинская страховка бывает обязательной (определен одинаковый уровень страхового обеспечения для всех общин) и добровольной (учитывает особенности здоровья отдельного человека). Как правило, определенный уровень общеобязательной страховой медицины гарантирует государственная страховка. Добровольное медстрахование делится на индивидуальное или коллективное, кратко-, долгострочное или пожизненное.
Роль медицинского страхования определяется в процессе реформирования сектора здравоохранения. Каким путем пойти, страна выбирает, опираясь на демографические показатели, на уровень заболеваемости, на общее состояние здоровья населения и тому подобное.
В Украине, по словам Александра Филонюка, медицинское страхование, в целом, развивается медленно. Его часть в общем объеме страхового рынка составляет только 5%, тогда как в некоторых европейских странах показатель достигает 50% и более. Наибольшей популярностью медстрахование пользуется в корпоративном секторе, где предприниматели «оптом» страхуют своих работников. Хотя с приходом кризиса, некоторые предприятия начали сокращать производственные расходы, в том числе, и за счет медстрахования. Из-за кризиса (девальвация гривны, удорожание лекарств и другое) стоимость медицинских страховых полисов выросла. На вопрос, почему так медленно развивается данный вид страхования, Филонюк ответил, мол, рассматривать его требуется не отдельно от общей системы реформирования здравоохранения, а в комплексе с ней. Создать новые требования к медицинским учреждениям и к стандартам лечения граждан можно, только меняя систему здравоохранения. Популяризацию данного вида страхования Филонюк предлагает начать с внедрения медстрахования на предприятиях. Государство может позволить работодателям зачислять платежи по медстрахованию рабочих на производственные затраты, говорит он. Медицинские полисы для пенсионеров, безработных и, возможно, для бюджетных работников следует покупать за государственную стоимость. На все это требуется, по меньшей мере, пять лет, добавляет Филонюк.
А вот наиболее дешевая страховка, по словам обоих экспертов, обойдется в 50 гривен в месяц. Однако следует понимать, что объем медицинских услуг в таком случае будет минимальным (неотложная медицинская помощь в критических ситуациях с вызовом скорой помощи, госпитализация в обычные медицинские учреждения без выделения отдельной палаты и никакого особого обеспечения лекарствами).
Если же вы желаете постоянно консультироваться с врачами, например, не ниже кандидатского уровня, или лечится только в определенной клинике, или же иметь еще стоматологическую консультацию, спрашивайте медстраховку VIP-класса. Стоимость таких программ может колебаться в пределах тысячи долларов в год и больше. При этом не стоит рассчитывать, что, приобретя страховой полис со стоматологическим компонентом, полечите все зубы. Как правило, в стоимость страховки входит только предоставление экстренной помощи. «За границей стоматология покрывает также только экстренную помощь. Нигде не страхуется протезирование (зубов), за исключением какого-то несчастного случая», — рассказывает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес».
Однако размер ежемесячных страховых взносов зависит не только от вида страхового полиса. При оформлении индивидуальной страховки учитывается возраст человека, наличие определенных заболеваний и другие факторы. Так, медицинская страховка без предыдущего осмотра и определения состояния здоровья человека возможна только тогда, когда речь идет о подписании коллективного договора, когда страхуется 100—200 человек.
Еще одно: как правило, страховые компании включают в страховые случаи только экстренные операции, а не плановые. Страховщик также может отказаться выплачивать лечение своего клиента, если тот попал в медучреждение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, или же в результате попытки совершить самоубийство или причинить себе телесные повреждения. Востребовать большую сумму за медстраховку или вообще отказать в ее предоставлении могут тем, у кого раковые заболевания, туберкулез, СПИД или какие-либо другие тяжелые болезни. Ведь содержание такого клиента для страховщика обходится очень дорого, принимая во внимание стоимость лекарств.
Четкого алгоритма, как выбрать эффективную страховую компанию и не попасться на удочку финансовых аферистов, эксперты не дают. Внимательно читать договоры, смотреть, какая региональная сетка у компании, обращать внимание на медучреждения, с которыми работает страховик и полагаться на опыт знакомых — вот и весь перечень советов.
Опрошенные эксперты предлагают далее развивать страховую медицину по двум путям: используя существующий страховой рынок, или же создавая государственный фонд (о нем речь идет в проекте закона об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании). Последний вариант предусматривает, что из зарплаты будет отчисляться определенный процент средств (по оценкам экспертов, не меньше 2%), за который будет организовываться бесплатная экстренная помощь всем гражданам.
Почему государственные деньги не создают медицинского блага, которое должно бы быть, Абовская объясняет просто: по дороге к населению ресурсы распыляются в неэффективной структуре медучреждений, которую и следует менять.