Желание страховщиков заработать на полисах международного страхования гражданской ответственности по максимуму играет в этом сезоне водителям на руку.
Несмотря на то, что тарифы по международному страхованию автоответственности жест-ко регламентируются, у путешественников сегодня есть шанс приобрести страховку с 20-30%-й скидкой. Все дело в том, что, согласно статистике, количество водителей, покупающих «зеленые карты», в прошлом году заметно упало: они пытаются экономить, покупая не отечественные сертификаты, а «автогражданку» тех стран, куда направляются. Правда,
отвертеться от покупки «зеленых карт» при зарубежных поездках водителям довольно сложно — наличие полиса контролируют сотрудники Госпогранслужбы при пересечении автомобилем границы.
Правда, если после Беларуси вы планируете махнуть в ту же Польшу, сэкономить не удастся: в этом случае покупка покрытия «вся Европа» будет непременным требованием. Что касается автовладельцев, направляющихся в Россию, то на сегодняшний день «зеленые карты» им вовсе не нужны. Для посещения РФ будет достаточно приобрести полис российской «автогражданки», которыми (на агентских условиях) торгуют многие отечест-венные СК. Правда, такая ситуация продлится недолго. Уже с января 2009 г. Россия войдет в международную систему «Зеленая карта», после чего на границе РФ также будет введен «карточный режим».
Хотя просочиться через границу без полиса все же возможно. Страховщики констатируют, что пограничники далеко не всегда демонстрируют рвение при проверке международных сертификатов. Однако едва ли такая экономия будет разумной. Ведь если украинский водитель станет виновником ДТП за рубежом, отвечать ему придется по всей строгости закона, действующего на территории той страны, где случилось происшествие. При этом размер компенсации, которую ему придется выплачивать пострадавшим, может исчисляться сотнями тысяч, а то и миллионами «условных единиц».
«Например, в Польше лимит ответственности по жизни и здоровью потерпевшего сегодня составляет €1,5 млн, по имуществу — €300 тыс. (по одной претензии). В 2009 г. лимит по жизни повысится до €2,5 млн, по имуществу — до €500 тыс. В Венгрии лимит по жизни также достигает €1,5 млн, по материальному ущербу — €500 тыс. (по одной претензии). Что касается Германии, то там действует лимит €2,5 млн по жизни и здоровью (на одного человека) и €1 млн — по материальному ущербу», — рассказывает Лилия Ярмолюк, начальник управления страхования СК «ПРОСТО Страхование».
Согласно статистике, украинцы становятся виновниками аварий за рубежом не так уж и редко. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, только за 2007 г. отечественным компаниям было выставлено около 2,4 тыс. требований на компенсацию страхового возмещения общей суммой €6,4 млн. При этом чаще всего украинцы «бьются» в Польше, Венгрии, Италии и Германии.
Карточная распродажа
Согласно отечественному законодательству, тарифы по «зеленым картам» устанавливаются Кабинетом Министров и являются едиными для всех компаний — полных членов МТСБУ (только они на сегодняшний день имеют право эмитировать карты). Если клиент, покупая КАСКО, вполне может поторговаться со страховщиком и выбить для себя хорошие скидки, то при страховании международной автоответственности таковые не предусмотрены вовсе. Тем не менее у водителей всегда есть шанс купить сертификат недорого.
В то же время, польстившись на дешевый полис, водитель рискует приобрести фальшивый сертификат. Страховщики утверждают, что подделка полисов попрежнему остается весьма распространенным явлением. Несмотря на несколько уровней защиты, которые призваны обезопасить сертификаты от подделок, мошенники продолжают весьма искусно клепать «зеленые карты», продавая их неразборчивым автовладельцам. Однако фокус состоит в том, что даже фальшивки могут оказаться для путешественников совсем не бесполезными.
По закону все убытки, нанесенные третьим лицам обладателем фальшивой карты, обязано возместить МТСБУ. Правда, если будет доказано, что автовладелец знал о том, что купленный полис не является подлинным, Моторное бюро может выставить регрессный иск и стребовать с него полную сумму выплаченной компенсации.
Не менее распространенное явление — фальсификация «зеленых карт». Подзадержавшись за границей, водители часто проявляют находчивость, исправляя даты, проставленные в оригинале полиса, и таким образом продлевают срок его действия. И если ДТП произойдет именно в этот период времени, страховая компания оплатит убыток, но впоследствии, опять-таки, стребует у нерадивого клиента всю выплаченную сумму через суд. А если страховщик «закусит удила», то предприимчивый водитель может и вовсе оказаться за решеткой. Нередко фальсификацией полисов грешат и сами агенты, работающие на страховщиков, из-за чего компании несут немалые убытки.
Для нашей компании, как и для других компаний — членов бюро, основанием для выплаты третьей стороне, пострадавшей по вине участника ДТП, застрахованного на условиях международной системы автострахования «зеленая карта», является требование на компенсацию, которое присылается бюро той страны, где произошел страховой случай. Требование на компенсацию приходит либо на страховщика (был ли зарегистрирован полис или нет), либо на Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ), членом которого есть или был соответствующий страховщик. Все взаимоотношения между субъектами системы регулируются Процедурными правилами, установленными в системе «Зеленая карта». Отношения между странами строятся на взаимном доверии друг к другу. Лимиты ответственности по «зеленой карте» в разных странах отличаются, в некоторых же случаях ответственность не лимитирована. Например, в Республике Беларусь установлена ответственность по жизни и по имуществу в €10 тыс.
В Австрии лимит ответственности вообще не установлен — то есть если по вине гражданина Украины в ДТП погиб житель Австрии, то СК может платить потерпевшей стороне всю жизнь.
Запланированное на следующий год вступление России в международную систему «Зеленая карта» может увеличить рост объемов продаж полисов до 30%, в то же время премии вырастут максимум на 20%, поскольку тариф на такой сертификат будет существенно меньшим, чем на полис с территорией действия «вся Европа». Скорее всего, для России будет выпускаться отдельный сертификат, но не исключено, что ее реквизиты добавят в нынешний, который действует только на территории Беларуси и Молдовы.
В случае включения России в «карту» с территорией действия «Молдова и Беларусь» возможно незначительное ее подорожание. При этом полисы, распространяющиеся на «всю Европу», не изменят свою стоимость. На первом этапе после включения РФ в «Зеленую карту» вполне возможен рост фальшивых (изготовленных незаконно типографским способом) сертификатов. Это подтверждает опыт присоединения новых участников к системе «Зеленая карта», особенно стран бывшего Союза. Например, некоторое время у нас были огромные проблемы с фальшивыми картами со стороны Молдовы. Борьба с фальсификацией и подделками — задача самих страховщиков, поскольку в случае наступления события по поддельному полису весь убыток покрывается за счет СК.
Ввод российской "Зеленой карты" обернулся еще одной бедой - фальшивыми полисами "Зеленая карта". Очень рекомендую проверять подлинность своих полисов перед покупкой. Это можно делать через sms, отправив номер полиса на специальный номер. Номер практически мгновенно проверяется по единой базе утраченных бланков.Ефрем 10.04.09
Продолжая предыдущего оратора :): Полис можно проверить здесь: proverka.polisa.ru