Какую стратегию должна выбрать СК, чтобы клиенты ей доверяли?
20.10.08
Без принятия стратегии развития страхового рынка Украины на ближайшие 10-15 лет решить острые вопросы отрасли и сформировать доверие граждан к страхованию будет очень сложно.
Последний страховой форум в Ялте акцентировал внимание его участников на нерешенных вопросах развития рынка страхования. Резолюций было зафиксировано много, но их реализация затруднительна, если не выработать единую стратегию: на каких наиболее важных вопросах концентрировать свой ресурс сейчас, а какие рассматривать потом. Важно проанализировать ключевые ограничения, выработать стратегию действий и сконцентрироваться на приоритетах. Например, сегодня мы действуем в направлении развития страхования автогражданской ответственности, потом концентрируемся на медицинском, ядерном страховании, еще через пару лет активно внедряем страхование строительно-монтажных рисков. Таким образом, за 10-15 лет мы добьемся максимального покрытия по наиболее востребованным на рынке видам страхования
Решать актуальные задачи страхового рынка взялась созданная недавно Украинская федерация страхования. Почему крупные страховые компании организовали свою ассоциацию и действуют самостоятельно, развивая актуальные для всей отрасли направления? Таким образом, я думаю, они пытаются заполнить этот пробел. Задекларированные цели и задачи новой ассоциации вполне логичны и приветствуются, но для достижения целей необходимо синхронизировать свои действия всем работающим на рынке объединениям страховщиков. В противном случае неизбежна ненужная конкуренция между ними, что в целом только ухудшит ситуацию на страховом рынке. С учетом нынешней инертности в рядах страховщиков и страхователей, а также отсутствия опыта объединения для достижения общих целей, когда каждый несет персональную ответственность за общее дело, объединениям страховых компаний необходимо приложить серьезные усилия, чтобы действительно консолидировать рынок.
Сегментирование страховых компаний по группам и интересам, произошло не сегодня. Еще в период, когда разрабатывался проект закона об ОСАГО, группа из лидеров рынка лоббировала принятие жестких лицензионных условий, приемлемых только для них. Тогда, с учетом протестных действий других участников рынка, был достигнут баланс интересов всех страховых компаний – и больших, и маленьких. Однако со временем сработали законы маркетинга, и львиная доля рынка все же осталась в сфере влияния крупных игроков, а небольшие компании теперь начинают уходить с рынка ОСАГО. Таким образом, происходит естественный отбор, в результате действия которого выживают более сильные.
При принятии стратегии развития страхового рынка, учитывающей особенности как больших, так и малых страховых компаний, они смогли бы работать консолидированно для достижения общей цели – сформировать лояльное отношение граждан к страховым услугам.
Созданный недавно строительный страховой пул задекларировал цели и задачи, действительно актуальные и нужные рынку. Cоздание строительного страхового пула – хорошая инициатива. В частности, отмечу как положительные намерения его участников выработать единую методологию, единые стандарты и правила работы компаний, занимающихся страхованием строительно-монтажных рисков, а также стремление выйти на международные рынки перестрахования. Что же касается формирования резервов для покрытия ответственности компаний-банкротов, то здесь есть сомнения. Ведь такая ответственность достаточно большая и для формирования соответствующих резервов необходимо много времени.
8 октября 15 украинских страховых компаний подписали Меморандум о создании строительно-страхового пула. Меморандум подписан в рамках договора о сотрудничестве между Лигой страховых организаций Украины и Украинской строительной ассоциацией при поддержке Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и Министерства регионального развития и строительства Украины.
В пул вошли: СК "Нова", ПК "VAB Re", "Украинская экологическая страховая компания", "Украинская транспортная страховая компания", СК "Спектр", "Украинская пожарно-страховая компания", СК "Арма", СК "Альфа-Гарант", СК "Галактика", СК "Эталон", СК "Омега", СК "Брокбизнес", СК "Аска" и СО "Ильичевское".
Страховой рынок Украины имеет и положительный, и отрицательный опыт создания подобных объединений. Например, успешно работает на рынке ядерный страховой пул, в то время как канули в небытие морской и авиационный страховые пулы. «В целом успешность этого проекта будет зависеть от эффективности системы управления, созданной в пуле, от активности лидера, взявшего в управление этот проект, а также от взаимодействия страхового пула с другими объединениями страховщиков.
Коснувшись инициативы введения в канун чемпионата Европы по футболу обязательного страхования строительно-монтажных рисков на законодательном уровне, добавляю. До ЕВРО-2012 осталось четыре года. Чтобы что-то пролоббировать в нашей стране, особенно в условиях, когда Верховная Рада практически не работает, нужно два-три года потратить, даже если необходимое законодательство будет принято, вряд ли страховые компании успеют им воспользоваться: строительство объектов под ЕВРО-2012 будет вестись полным ходом.
По моему обязательное страхование строительно-монтажных рисков в контексте подготовки к ЕВРО-2012 не нужно вводить специальным законом, схема его применения вполне работоспособна и в нынешних условиях. «Есть подрядчики, выполняющие строительно-монтажные работы, есть инвесторы, вкладывающие в строительство объектов многомиллионные суммы. Если инвесторы дорожат своими деньгами, они сами будут требовать от подрядчиков страховать строительно-монтажные риски. Что же касается защиты государственных инвестиций в инфраструктуру ЕВРО-2012, то норму о страховании строительно-монтажных рисков можно предусмотреть в госбюджете на каждый год вместе с суммами, которые будут направляться на строительство. Обязать подрядчиков страховать строительно-монтажные риски можно также на уровне местных органов власти либо решением Национального комитета по вопросам подготовки и проведения Евро-2012