На страховом рынке наступил период стабильности
21.01.11
Глава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) Василий Волга рассказал о ситуации на украинском страховом рынке.
Страховой рынок пришел в себя и потихоньку начинает приспосабливаться к новым условиям. Однако нельзя сказать, что кризис уже прошел. Он породил новую среду: если до кризиса многое делалось бездумно, надувались большие финансовые "пузыри", привлекались огромные кредиты, то сейчас создалась среда трезвого подхода. Нужно разрабатывать и предлагать новые продукты, которые будут интересны и позволят разнообразить финансовые стратегии субъектов предпринимательской деятельности, а обычному гражданину дадут гарантии финансовой перспективы домохозяйства.
На рынке сейчас наступил период стабильности. Оснований для того, чтобы говорить о том, что рынок в 2011 году будет расти, - нет, но и говорить о том, что он будет падать, тоже нет.
Мы полностью подготовили все необходимые документы по реструктуризации Комиссии путем перехода на смешанную функционально-отраслевую модель. Уже прописаны все полномочия сотрудников во всех департаментах. Однако наши планы по реструктуризации основываются на действующем штатном расписании (то есть, 293 сотрудника). При сокращении штата на треть, как это предусмотрено админреформой, перейти на функционально-отраслевую мы не сможем.
Переход на смешанную модель предполагал, что департамент лицензирования остается единым для всей Комиссии как унификатор. Остальные департаменты будут функционировать по отраслевому признаку: страховой рынок, кредитная кооперация и т. д. Однако при такой системе в каждом департаменте необходимо иметь специалистов, занимающихся методологией, контролем, временным администрированием и т.д.
Если штат Комиссии сократить на 30%, то некому будет работать в отраслевых департаментах. А это означает, что переход на смешанную функционально-отраслевую модель становится невозможным. То есть, никакого изменения в структуре Комиссии не произойдет.
Однако указы президента Украины (по административной реформе) не обсуждаются, а выполняются, и я подготовил письмо в Министерство финансов с предложением новой предельной численности Комиссии, сокращенной на 30%. На сокращение штата Комиссии, как и других госорганов, дается три месяца с момента выхода указа.
Конечно, мы надеемся, что специалисты, которые проводят административную реформу, учтут специфику Комиссии и прислушаются к нашим доводам о необходимости кадрового усиления Госфинуслуг, выводам международных экспертов, а также заключению Счетной палаты по итогам проверки Госфинуслуг, в которых отмечается необходимость существенного увеличения финансирования Комиссии.
Пока не разработан и не утвержден порядок проведения аудиторских проверок, никаких проверок проводиться не будет.
Но в случае сокращения состава Госфинуслуг, а значит, специалистов инспекционного департамента, у нас не останется иного выхода, как широко использовать инструмент неплановых аудиторских проверок с целью определения финансового положения компаний.
То есть, сократив штат Комиссии, мы возложим дополнительную финансовую нагрузку на страховые компании. Нам нужен будет аудит, но не такой, как был за 1 тыс. грн, а аудит авторитетный. И рынок опять столкнется с тем, что за аудит надо платить 5-10 тыс. долларов.
Изменение налогообложения страховщиков, по предварительным данным, только в текущем году принесет в государственный бюджет дополнительно от 1 млрд грн до 1.5 млрд грн. В основном за счет нормы, при которой перестрахование не будет облагаться 3%-ным налогом, а также за счет перевода рынка на общую систему налогообложения.
Несмотря на разнообразие рынка и на то, что одни ассоциации спят и видят, как умрут другие ассоциации, все игроки рынка с пониманием восприняли налоговые изменения, осознавая необходимость уплаты налогов.
Что касается сокращения компаний. Ставить вопрос: рынку нужны только крупные компании, а средние - нет, или наоборот: рынку нужны только средние, а крупные компании не нужны, поскольку несут значительные социальные риски, - это неправильный подход.
Необходимо устанавливать высокие стандарты деятельности, и тогда рынок сам очистится.
Кроме того, в связи с изменением налогообложения перестрахования мы прогнозируем сокращение цепочек, связанных с обналичиванием средств через страховые компании, а это значит, что держать страховые компании для использования в таких схемах станет невыгодно. И возможно, такие компании перестанут предоставлять отчеты, и их по формальным признакам можно будет выводить с рынка. Но это никоим образом не коснется классических страховых компаний.
Мы направили в Кабинет министров проект Концепции развития финансовых рынков на 2010-2015 годы.
Наша концепция предполагает: переход всех рынков на международные стандарты финансовой отчетности и внедрение системы тестов раннего предупреждения; принятие к концу 2011 года нового закона о страховании; в сфере кредитной кооперации - создание фонда гарантирования вкладов и механизмов рефинансирования кредитных союзов; подготовка к реализации пенсионной реформы (второго накопительного уровня пенсионного обеспечения, к которому будут допущены негосударственные пенсионные фонды и "лайфовые" страховые компании); усиленное внимание финансовому лизингу (в том числе в контексте Евро-2012); принятие нового закона о ломбардах, предполагающего современные механизмы контроля и упорядочивания этой сферы деятельности.