Портал Тристар предоставил возможность экспертам страхового рынка задать вопросы членам Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг, и получить на них квалифицированные ответы.
Департамент пруденциального надзора - Тимощук Ольга Валериевна
Госфинуслуг в рамках достигнутых договоренностей с Национальным банком Украины с целью обеспечения контроля за выполнением банками своих обязательств перед страховщиками как вкладчиками и применение соответствующих мер воздействия с мая этого года ежемесячно предоставляет Национальному банку Украины аналитическую информацию относительно невыполнения банками условий депозитных договоров, заключенных со страховщиками, и относительно сумм на депозитных вкладах в банках, в которых введена временная администрация.
5 августа этого года состоялось совещание при участии представителей Национального банка Украины, Украинской федерации страхования, Ассоциации «Страховой бизнес» и Лиги страховых организаций Украины относительно решения проблемных вопросов в банковском секторе. Согласно договоренностям, достигнутым по результатам проведения совещания, Госфинуслуг письмом от 17.08.2009 №10199/ 15-8 предоставила Национальному банку Украины доработанные предложения бизнес-ассоциаций относительно путей решения проблемных вопросов в финансовом секторе, предложенных Национальным банком Украины в его письме от 10.07.2009 № 53-110/349-13070. В своем письме Госфинуслуг высказывает позицию относительно необходимости учета предложений бизнес-ассоциаций при обработке изменений и дополнений антикризисного направления к регуляторным актам Национального банка Украины.
Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур- Михайленко Сергей Михайлович
Аннулирование лицензий на ведение страховой деятельности осуществляется в случаях, определенных законодательством, и в соответствии с Разделом 8 Лицензионных условий проведения страховой деятельности, утвержденных распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 28.08.03 № 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 под № 805/8126, и Раздела 7 Лицензионных условий проведения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, утвержденных распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 23 декабря 2004 года № 3178, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2004 г. под № 1654/10253.
С начала 2009 года было аннулировано 17 лицензий на ведение страховой деятельности.
Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями
Госфинуслуг не планирует изменение разработки таких изменений в Закон Украины «О страховании».
Проектом новой редакции Закона Украины «О страховании», разработанного Госфинуслуг и одобренного Кабинетом Министров Украины для внесения в Верховную Раду Украины, предусмотрено, что минимальный размер уставного капитала страховщика должен быть эквивалентный:
2 млн. евро - для страховщика, который осуществляет виды страхования отличные, от тех, которые принадлежат к области страхования жизни;
3 млн. евро - для страховщика, который осуществляет виды страхования, которые принадлежат к области страхования жизни;
3 млн. евро - для страховщика, который осуществляет страхование больших рисков;
3 млн. евро - для перестраховщика.
Размер уставного капитала рассчитывается по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на день регистрации устава в органах государственной власти.
Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур - Михайленко Сергей Михайлович
На сегодня, Госфинуслуг разрабатываются изменения в Лицензионные условия ведения страховой деятельности, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 28.08.03 № 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 под № 805/8126, с целью приведения этих Лицензионных условий к действующему законодательству. В случае принятия указанных изменений в Лицензионные условия, они будут обнародованы на официальном сайте Госфинуслуг для предоставления предложений и замечаний субъектами хозяйствования согласно требованиям Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".
Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями
Госфинуслуг будет проводиться работа с целью согласования норм законодательства по вопросам регулирования рынков финансовых услуг с нормами новой редакции Закона Украины «Об акционерных обществах».
Вместе с тем, обращаем Ваше внимание, что согласно пункту два раздела XVII Закона Украины «Об акционерных обществах» статьи 1-49 Закона Украины "О хозяйственных обществах" в части, которая касается акционерных обществ, теряют силу через два года со дня вступления в силу этого Закона.
Департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений - Третьякова Галина Николаевна
На данный момент уже реализуются мероприятия, в том числе предусмотренные планом антикризисных мер в сфере деятельности небанковских финансовых учреждений, поднадзорных Госфинуслуг.
В частности:
разработано положение относительно размещения страховых резервов, устанавливающие критерии и нормативы достаточности, диверсификации и качества активов, которыми представлены страховые резервы;
разработан проект положения о передаче страхового портфеля, которым урегулируется механизм передачи пакетов страховых обязательств;
применяются планы финансового оздоровления как мера воздействия;
проводятся переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе с акционерами, для утверждения планов рекапитализации.
Департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений - Третьякова Галина Николаевна
С 01.01.10 предполагается вступление в силу положений о размещении резервов.
Госфинуслуг внедряет политику пруденциального надзора, таким образом, будут изменяться основы надзора (нельзя говорить, что это есть проявлением жесткости со стороны Госфинуслуг).
Департамент пруденциального надзора - Тимощук Ольга Валериевна
Госфинуслуг в рамках достигнутых договоренностей с Национальным банком Украины с целью обеспечения контроля за выполнением банками своих обязательств перед страховщиками как вкладчиками и применение соответствующих мер воздействия с мая этого года ежемесячно предоставляет Национальному банку Украины аналитическую информацию относительно невыполнения банками условий депозитных договоров, заключенных со страховщиками, и относительно сумм на депозитных вкладах в банках, в которых введена временная администрация.
5 августа этого года состоялось совещание при участии представителей Национального банка Украины, Украинской федерации страхования, Ассоциации «Страховой бизнес» и Лиги страховых организаций Украины относительно решения проблемных вопросов в банковском секторе. Согласно договоренностям, достигнутым по результатам проведения совещания, Госфинуслуг письмом от 17.08.2009 №10199/ 15-8 предоставлено Национальному банку Украины доработанные предложения бизнес-ассоциаций относительно путей решения проблемных вопросов в финансовом секторе, предложенных Национальным банком Украины в его письме от 10.07.2009 № 53-110/349-13070. В своем письме Госфинуслуг высказывает позицию относительно необходимости учета предложений бизнес-ассоциаций при обработке изменений и дополнений антикризисного направления к регуляторным актам Национального банка Украины.
Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями
Состоянием на 30.09.2009 в Министерстве юстиции Украины на повторной государственной регистрации находятся Изменения в Правила размещения страховых резервов по страхованию жизни.
Положение об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов, которыми представлены страховые резервы по видам страхования отличных, чем страхование жизни было обнародовано 27.07.2009 на официальном сайте Госфинуслуг и состоянием на 30.09.2009 готовится для государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины. (принято на заседании Госфинуслуг 8.10.09 и направлено в Минюст)
Департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений - Третьякова Галина Николаевна
Временная администрация финансового учреждения вводится вследствие применения Госфинуслуг меры воздействия в виде отстранения руководства от управления финансовым учреждением и назначение временной администрации. Поэтому введение временной администрации является следствием ситуации, когда руководство страховой компании по тем или иным причинам неспособно обеспечить соответствие ее деятельности требованиям действующего законодательства.
Случаи, за которые может быть введена временная администрация, предусмотрены частью первой статьи 46 Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».
Департамент временного администрирования финансово-кредитных учреждений - Третьякова Галина Николаевна
Пока не выяснен источник финансирования - не понятно, куда вносить изменения. НБУ средств на рефинансирование не выдает.
В тот же время нужно отметить, что у страховщика, который верно и законопослушно ведет свой бизнес, всегда есть активы, которые могут выступать залогом для получения кредита.
Соответственно, относительно предварительно полученных страховщиками лицензий будет применяться процедура получения новых лицензий (с взысканием соответствующей платы) или переоформление (что согласно Лицензионным условиям производится бесплатно)?
Ответ
Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур - Михайленко Сергей Михайлович
В случае изменения названия страховщика во время приведения уставов страховщиков в соответствие к Закону Украины "Об акционерных обществах", происходит переоформление лицензий, в связи с изменением наименования страховщика, не связанной с реорганизацией страховщика согласно абзацу второго пункта 6.1 Раздела 6 Лицензионных условий проведения страховой деятельности, утвержденных распоряжением Госфинуслуг от 28.08.03 № 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 под № 805/8126.
Департамент регистрации, лицензирования и разрешительных процедур - Михайленко Сергей Михайлович
Абзацем шестым пункта 3.1 Раздела 3 Лицензионных условий ведения страховой деятельности, утвержденных распоряжением Госфинуслуг от 28.08.03 № 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 под № 805/8126, предусмотрено, что заявитель для получения лицензии на право осуществления страховой деятельности, должен предоставить, в частности, справку о финансовом состоянии основателей страховщика, подтвержденную аудитором (аудиторской фирмой), если страховщик создан в форме полного коммандитного общества, или общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.
Требование относительно предоставления справки о финансовом состоянии основателей страховщика в форме акционерного общества, подтвержденную аудитором (аудиторской фирмой), на сегодня, не отвечает действующему законодательству и не требуется при представлении пакета документов для получения лицензии на ведение страховой деятельности.
Госфинуслуг разрабатываются изменения в Лицензионные условия ведения страховой деятельности, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 28.08.03 № 40, и зарегистрированные в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 под № 805/8126, с целью приведения этих Лицензионных условий к действующему законодательству. В случае принятия указанных изменений в Лицензионные условия, они будут обнародованы на официальном сайте Госфинуслуг для предоставления предложений и замечаний субъектами хозяйствования согласно требованиям Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
В каких формах могут осуществляться инвестиции в экономику Украины по направлениям, определенным Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении направлений инвестирования областей экономики за счет средств страховых резервов» от 17.08.2002г. №1211?
Можно ли страховой компании, которая осуществляет виды страхования отличные, чем страхование жизни, осуществить инвестицию в экономику Украины по направлениям, определенным Кабинетом Министров Украины, в форме займа?
Ответ
Департамент стандартов регулирования и надзора за финансовыми учреждениями
Согласно требованиям статьи 31 Закона Украины «О страховании» и постановления Кабинета Министров Украины от 17.08.2002 № 1211 «про утверждение направлений инвестирования областей экономики за счет средств страховых резервов» Госфинуслуг были приняты нормативно-правовые акты, в которых определены ограничения относительно размещения средств страховых резервов (определена максимальная величина) по направлениям инвестирования, определенными указанным постановлением:
Правила размещения страховых резервов по страхованию жизни, утвержденные распоряжением Госфинуслуг от 26.11.2004 № 2875, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 22.12.2004 под № 1626/10225 (далее - Правила № 2875);
Правила формирования, учета и размещения страховых резервов по видам страхования, отличным, чем страхование жизни, утвержденные распоряжениям Госфинуслуг от 17.12.2004 № 3104, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.01.2005 под № 19/10299(далее - Правила № 3104).
При этом в отдельный объект инвестирования - не больше 5 процентов общего размера резервов, за исключением инвестирования в развитие рынка ипотечного кредитования путем приобретения ценных бумаг, эмитированных Государственным ипотечным учреждением».
Тем не менее, Изменениями в Правила № 2875, утвержденными распоряжением Госфинуслуг от 23.07.09 № 576 (находится в Министерстве юстиции Украины на государственной регистрации), устанавливаются новые требования относительно размещения средств страховых резервов по направлениям инвестирования:
инвестиции в экономику Украины по направлению инвестирования в развитие рынка ипотечного кредитования путем приобретения ценных бумаг, эмитированных Государственным ипотечным учреждением, - вместе не больше 40 процентов страховых резервов.
При этом инвестирование в развитие рынка ипотечного кредитования путем приобретения ценных бумаг, эмитированных Государственным ипотечным учреждением, за которыми не предоставленная государственная гарантия, - не больше 20 процентов страховых резервов».
Вместе с тем, Правилами № 3104 на сегодня не определен объем страховых резервов по видам страхования, отличным, чем страхование жизни, которые могут быть представлены указанной категорией активов.
Общие условия осуществления размещения страховых резервов ивестирования в экономику Украины по направлениям, определенными Кабинетом Министров Украины, определяются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О страховании», «Об инвестиционной деятельности» и другими законодательными актами.
При этом статьей 31 Закона Украины «О страховании» установлено, что обязательным условием размещения средств страховых резервов есть учет безопасности, прибыльности, ликвидности и диверсификации.