Особенности КАСКО для «не новых» авто. Россия
17.06.09
Продажи новых автомобилей с начала года упали на 40%, и, как уверяют эксперты, это не предел.
Если до кризиса нередко можно было встретить менеджера с зарплатой $2–3 тыс., разъезжающего на кредитной иномарке стоимостью, равной его годовой зарплате, то теперь потребители все чаще вместо покупки нового авто приглядываются к подержанным машинам. Это подвигло страховые компании (СК) предложить владельцам автомобилей программы, больше отвечающие нынешним реалиям рынка.
Подержанные авто не замечены в числе лидеров по количеству
Несмотря на то что рынок подержанных машин в России весьма велик, половина российского автопарка легковых иномарок не подлежит страхованию по причине старости, считают эксперты. При этом если одни страховщики принимают на страхование машины до 2000 года выпуска, а другие — не старше шести лет, то третьи возьмут даже так называемые машины-конструкторы.
И все же страховщики уверены: в ближайшие годы доля подержанных машин, принятых на страхование, будет возрастать. Неслучайно ряд компаний еще в начале года снизили для них тарифы на страхование. Правда, спецпрограммы для владельцев подержанных машин по-прежнему в дефиците. Хотя и встречаются. Не так давно спецкаско для машин старше 2005 года выпуска ввела компания «Контакт-страхование» (программа «Старый конь»). Застраховать по такой программе Ford Fiesta 2003 года будет стоить на четверть дешевле (23,8 тыс. руб.), чем по стандартной. Урегулирование убытка возможно на станции техобслуживания по направлению страховщика (эта опция хороша, только если у компании нет проблем расчетов с дилерами, а на самих СТО нет больших очередей). Кроме того, автомобили семи-девяти лет страхуются по такой программе с 10−процентной франшизой по угону и полной конструктивной гибели автомобиля.
Как правило, стоимость страховки на машины с возрастом падает, но по-разному. Например, для Ford Fiesta стоимость каско на девятилетний автомобиль при прочих условиях будет на 10–30% дешевле, чем при страховании нового. А вот разницы в цене полиса для Suzuki Liana 2007−го и 2003 года выпуска либо вовсе не будет, либо не более 14% в пользу подержанного авто. Зато разница в стоимости страховки Audi A6 для девятилетней и новой машин может составить уже 40% (также в пользу подержанной). Многое зависит и от страховщика: в одной СК трехлетний Nissan Qashqai можно застраховать на 700 руб. дороже, чем новый, а в другой разница будет гораздо ощутимее — дешевле на несколько тысяч рублей.
Ограниченный выбор спецпрограмм для подержанных машин не означает, что застраховать недорого потрепанного «железного друга» невозможно. Просто далеко не всегда в рекламе СК делает упор на возраст, да и агенты не торопятся предлагать более дешевые варианты: они получают процент от стоимости полиса и стараются продвигать дорогие продукты.
Уменьшить расходы на каско можно огромным количеством способов, надо только ясно представлять, за счет чего вы будете экономить и чем при случае, возможно, придется пожертвовать.
Самый распространенный, а также весьма разумный для аккуратных водителей вариант — это страхование с франшизой. Тем более что в отдельных компаниях таким образом можно сэкономить на стоимости полиса сумму, которая будет больше самого размера франшизы. Предусмотреть франшизу может быть выгодно, поскольку даже при двух заявленных убытках ваши расходы не превысят суммы, равной стоимости страховки без франшизы. Включить франшизу в полис бывает интересно, если к управлению допущен начинающий водитель. Обычно в этом случае стоимость страхования возрастает (до 60%), но при включении франшизы тариф не будет предусматривать повышающий коэффициент за неопытность.
Владельцам старых авто, к тому же аккуратно ездящим, подойдут и программы «50 на 50». Суть их в том, что компания продает владельцу машины полис за половину стоимости («АльфаСтрахование», «Росгосстрах», «Контакт-страхование», «Согласие» и др.). Тут, правда, стоит учитывать следующие нюансы: получив только половину оплаты, страховщик порой отвечает за гибель и хищение автомобиля, но если страхователь пожелает урегулировать менее крупный убыток, то ему придется доплатить 50% премии. Если ущерб сопоставим с суммой, которую нужно доплатить, возможно, водителю стоит за свой счет сделать ремонт, тем самым заработав скидку за безаварийную езду (10–15%) при страховании на следующий год.
Третий способ — сэкономить те же 30% стоимости полиса каско за счет того, что ваша страховка будет рассчитана исключительно на две выплаты, при этом, обращаясь за ними, ничего доплачивать не придется. Предложение интересно подавляющему большинству страхователей, поскольку, по статистике страховщиков, 70% застрахованных машин попадают в ДТП не чаще одного раза в год. Весной этого года такой продукт «Каско Smart» предложила СГ «Уралсиб».
Автовладелец может сэкономить на страховании до 40–45% и за счет выбора условия «неоплаты ремонтных работ» — такую опцию, в частности, предлагают компании РОСНО, «Росгосстрах» и др. Получаете по калькуляции выплату по расходным материалам (на краску, запчасти и пр.) и далее сами решаете, кому доверить ремонт машины. Так что если в вашем окружении есть умелец дядя Вася, готовый за полцены отремонтировать ваше сокровище, вы в убытке не останетесь. При этом защита на случай угона и полной гибели автомобиля для вас сохраняется. Например, в РОСНО страхование на таких условиях четырехлетней Suzuki Liana с франшизой $500 опытному водителю обойдется всего в 18,4 тыс. руб.
Другой вариант экономии — получить выплату на ремонт старого автомобиля, которая будет рассчитана с учетом износа самих запчастей (скидки от 30%). Так что если вы попадаете в неприятности с вашим автомобилем с завидной регулярностью и экономить за счет франшизы — не ваш случай, это может быть подходящим вариантом. Например, в СК «Согласие» программа «Автоминимум» позволяет застраховать машину на 30% дешевле за счет того, что выплата считается по калькуляции, в которой нормо-час оценивается всего в $20. «Получив деньги по калькуляции и за детали с учетом износа, человек всегда найдет мастерскую, где его отремонтируют при помощи б/у деталей, — этих денег хватит», — считает Сергей Рябцев. У ГСК «Югория» по похожей программе «Эконом» у вас еще будет агрегатная страховая сумма (которая уменьшается на определенную сумму с каждой следующей выплатой), зато и экономия может доходить до 40%. Вот только страховой выплаты, рассчитанной на таких условиях, может не хватить на восстановление автомобиля у дилера, и это надо понимать. Но даже такие скидки далеко не предел. Уверенному в себе водителю можно страховаться с условием, что ему будет оплачен по полису только один страховой случай, тогда экономия будет еще больше.
Ремонт не у официального дилера также дает возможность получить скидку по каско практически у любого страховщика. Так, в «Ингосстрахе» страхование по программе «Оптимал», по которой ремонт автомобилей осуществляется не у дилеров, а в строго оговоренном списке техцентров, сотрудничающих с компанией, обойдется страхователю на 20% дешевле, чем полис с ремонтом у официальных дилеров. Интересно, что в комбинации с франшизой (продукт «Автопрофи» «Ингосстраха»), которая будет применяться со второго случая, скидка на страхование составит уже 36% базового тарифа.