Остался ли у СК шанс повысить свою платежеспособность
06.09.09
Страховой рынок пожинает стратегии захвата рынка любой ценой, в основе которых фактически лежал демпинг, считают представители Госфинуслуг.
Суть таких стратегий заключалась в быстром наращивании страхового портфеля, а затем перепродаже компании. При этом просчитывалось, что даже убыточный портфель будет выгодно продать инвестору как долю рынка. Сегодня в условиях кризиса такая схема уже не работает.
Как бы там ни было, сегодня многие страховщики оказались в патовой ситуации. Нарастив портфели, большинство из них не успели их продать до кризиса и сегодня испытывают серьезные проблемы с ликвидностью. С одной стороны, они продолжают нести обязательства перед клиентами, с другой - должны выполнять законодательные нормативы, а с третьей, оказавшись не в состоянии делать ни первое, ни второе, готовы "отдаться в руки регулятора". Однако "не тут-то было", поскольку в законодательстве существует ряд неурегулированных вопросов.
Например, для введения временной администрации Госфинуслуг необходимо согласие акционеров, которые зачастую не горят желанием его давать. По крайней мере, на данный момент на рынке есть лишь один прецедент работы ликвидационной комиссии в СК "Профессиональная защита", да и то инициированный акционерами этой компании.
Понимая сложную ситуацию на рынке, в структуре Госфинуслуг появился специальный департамент - временного администрирования финансово-кредитных учреждений, под контроль которого попадают в первую очередь компании, у которых наблюдается невыполнение норм превышения фактического запаса платежеспособности над нормативным. На сегодняшний день на контроле у департамента 25 финансово-кредитных учреждений, однако процедура введения временной администрации начата лишь в одном кредитном союзе. В целом регулятор очень осторожно подходит к антикризисному регулированию в подконтрольных проблемных компаниях, говоря о ликвидации/банкротстве финучреждений лишь в крайних случаях. "Мы пытаемся вывести финучреждение на уровень платежеспособности. Если такие попытки не удаются - принимаем участие в процессе банкротства либо инициируем подачу документов в суд на ликвидацию. Но стараемся сделать все, чтобы негативные последствия для клиентов были минимальными", - говорит Галина Третьякова, директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг. Еще одна мера, к которой намерен прибегнуть регулятор, - внедрение плана финансового оздоровления в проблемной компании. Комиссия разработала общие рекомендации к подобному документу и обнародовала их на своем сайте. В целом, подчеркивают представители Госфинуслуг, регуляторный орган за последний месяц сделал большой рывок в обновлении и усовершенствовании законодательной базы, приняв около 15 нормативных документов антикризисного характера.
Представители регулятора отмечают, что на практике все чаще сталкиваются с потребностью СК в передаче портфелей. Например, в случае с СК "Страховые традиции" Госфинуслуг рекомендовал страховщику разместить страховой портфель в другой компании. "Пять компаний анализировали портфель "Традиций" на предмет его убыточности. И у нас была надежда, что кто-то из них разместит данный портфель у себя, но эти надежды не оправдались", - комментирует Галина Третьякова. В то же время, по ее словам, есть компания, готовая приобрести портфель КАСКО при условии перевода на ее баланс суммы в размере 25-30% от совокупных премий. В другой СК готовы на определенных условиях принять на свой баланс портфель ОСАГО с убытками. Есть желание отдельных СК покупать договоры, срок действия которых истекает через два-три месяца, без заявленных убытков и поступления премий по таким договорам, но с обязательным возобновлением этих договоров и получения будущего потока денег.
В ряде случаев ситуация в компании усугубляется тем, что менеджмент не дает четкой картины акционерам, к тому же ведение отчетности производится с серьезными погрешностями. Выявляются проблемы оценки активов бухгалтерами СК, а также неточные актуарные расчеты компаний по принимаемым рискам. Имеет место и проблема некорректных аудиторских заключений, которые искажают реальную ситуацию в компаниях. Зная об этих проблемах, в Госфинуслуг решили идти по пути повышения требований надзора к отчетности СК и ее анализу. Так, принят план перевода страхового рынка на международные стандарты отчетности. "Уже сейчас балансы СК, которые находятся в департаменте временного администрирования, мы оцениваем с привлечением сторонних сертифицированных экспертов. У некоторых компаний просим расшифровку отдельных статей баланса как активов, так и пассивов", - рассказывает директор департамента Госфинуслуг временного администрирования финансово-кредитных учреждений. В Комиссии начал работу новый руководитель отдела актуарных расчетов с сертификатом британского института актуариев. Этот специалист будет производить оценку активов и пассивов СК. Аудиторов с высоким уровнем квалификации регулятор будет привлекать для оценки активов страховых компаний. Также в ближайших планах Комиссии - повышение требований к аудиторам.
Говоря о реализации антикризисных стратегий, независимый консультант Сергей Бабич таким образом описывает типичные шаги страховых компаний Украины и стран СНГ. По его словам, есть два подхода: либо компания принимает стратегию наращивания доли рынка в кризис, что происходит редко, либо делается упор на сокращение бизнеса. Вторая стратегия реализуется гораздо чаще. При этом речь идет о ревизии доходной части, анализе каналов продаж. Учитывая, что в большинстве стран основной канал продаж - банковский, компании полностью или частично отказываются от него. Второй важный момент - анализ перекосов портфелей с точки зрения ликвидации малодоходных бизнесов, анализ клиентской базы, отказ от убыточных (нередко корпоративных) клиентов. Разобравшись с доходной частью, менеджмент и акционеры переходят к расходной. Здесь пересматриваются перестраховочные премии, зарплаты, комиссии агентам, расходы на ведение дела. Меньше всего страдают продавцы, но система бонусов все же пересматривается.
На сегодняшний день реализация таких проектов на страховом рынке пока единична. С одной стороны, компании подошли к необходимости антикризисного консалтинга не так давно. С другой - "антикризисный консалтинговый сегмент" только зарождается. Как считают сами специалисты, для украинского рынка в целом пока не решен вопрос, приглашать профессиональных консультантов или не приглашать, и каких именно. Именно поэтому такое сотрудничество пока строится по принципу "попробовать и по результату сделать соответствующие выводы". В то же время тем, кто прибегает или только задумывается об обращении к консультантам, не стоит забывать следующее изречение, которое нам запомнилось по итогам круглого стола: "Консультант - это не тот, кто протянет хлеб голодному. Но тот, кто даст ему удочку, чтобы он наловил себе рыбы".
Заключается договор перестрахования + первичное обслуживание клиентов, которые попали в перестрахование. Такой способ позволяет СК получить страховой портфель, избегая процесса согласования со страхователем. При этом новой СК придется заплатить 3% налога на прибыль.
Переуступка прав долга. В этом случае есть три варианта: новая компания принимает на себя убыточный портфель; "нулевой вариант" - без заявленных убытков и поступления премий до конца действия договора; покупатель платит комиссию продавцу за портфель. Во всех случаях требуется переоформление договоров на СК-покупателя с согласия страхователя.
Реорганизация СК в различных видах - слияние, поглощение, присоединение. Каждый из этих процессов четко прописан в законодательстве, но не относится к процессу передачи портфеля в чистом виде.