Отдых за границей: выбираем полис грамотно
28.12.10
После недавних трагических событий в Египте, когда несколько человек сильно пострадали от нападений акул, в том числе один гражданин Украины, наверняка каждый путешествующий украинец задал себе вопрос: кто виноват и что делать в подобных ситуациях, как себя правильно застраховать?
Перефразируя известное выражение, можно сказать, что качественное страхование туриста - дело рук самого туриста. Ибо только от его выбора (или финансовой возможности) зависит, кто будет возмещать расходы и нести ответственность в случае наступления страхового случая.
Укус акулы, как и укус любого животного или насекомого, тоже можно считать страховым случаем, поскольку он попадает под определение несчастного случая - кратковременного события, случившегося внезапно, независимо от воли страхователя, и повлекшее травму, болезнь или смерть туриста. В данном случае укус животного будет классифицироваться как травматическое повреждение, а это является страховым событием и покрывается полисом. Но полисом такой случай будет покрываться только в том случае, если туристом были соблюдены меры предосторожности. То есть если отдыхающий засунул голову в пасть крокодила или прыгнул в воду, чтобы поиграть с акулами - это будет явно за пределами мер предосторожности.
Подводя небольшой итог, следует сказать, что для покрытия риска укуса животных туристу не нужно оформлять особенный полис, достаточно будет обычной страховки для выезда за границу на отдых.
Для выезда в большинство стран, с которыми у Украины установлен визовый режим, одним из существенных условий получения визы является наличие страховки - туристического страхового полиса. На сегодняшний день в Украине существует достаточно много фирм, предлагающих дешевые страховки. Но зачастую такие страховки совершенно бесполезны для тех, кто может столкнуться лицом к лицу со страховым случаем. Такие страховые полисы, по мнению экспертов, - лишь формальность для получения визы.
К счастью отечественных туристов, планирующих посетить Европу, в 2010 году в Украине вступил в силу Визовый кодекс ЕС, принятый Европарламентом и Советом ЕС в 2009 году. Кроме того, что в нем определены и закреплены условия для получения краткосрочных виз и транзитных аэропортовых виз, Визовый кодекс содержит целый ряд требований относительного страхового полиса.
Страховой полис в соответствии с положениями Визового кодекса должен действовать на территории всех стран Шенгенской зоны, размер страхового покрытия составлять не менее 30 тысяч евро, а сумма, не подлежащая возмещению (т.н. франшиза), не может быть больше 100 евро. В прошлом, как признаются некоторые туроператоры, страховая сумма могла быть не более 5-10 тысяч евро. Конечно же, этой суммы далеко не всегда хватало для покрытия медицинских расходов. Как правило, вызов доктора стоит за границей не меньше $40-50. На Кипре обращение к врачу одно из самых дорогих - $100-130. Если он не ограничивается только консультацией, а выполняет какие-то процедуры (врач промывает и зашивает рану, назначает антибиотики), сумма улетает за $200. Отравления, например, киприоты лечат очень интересно: госпитализируют на два дня. Счет сразу же подскакивает к $1000. В Америке же один визит к стоматологу обойдется примерно в тысячу долларов. Бывают и более серьезные проблемы. Например, госпитализация или транспортировка больного домой – это уже многие сотни и тысячи долларов. Причем никто не гарантирует, что вас не обманут в плане оплаты. Медицинские учреждения за границей, особенно в Египте, Турции, Таиланде и на Кипре, обычно завышают действительную стоимость лечения. Так что отдыхать без страховки - риск еще тот.
При этом не следует забывать, что страховая сумма обязательно должна покрывать неотложные медицинские услуги в стране пребывания и любые расходы, связанные с неотложным возвращением на родину в случае медицинской необходимости. Данные полиса должны быть продублированы в электронном варианте и обязательно напечатаны, а не вписаны от руки, так как полисы с вписанной вручную информацией не будут приниматься.
Оформляя страховой полис, независимо от направления тура, следует внимательно изучить, что он в себя включает. И не стесняйтесь требовать у туроператоров детальной расшифровки событий, которые покрывает страховка. Например, укус животных полис может и покрывать, а вот отравление ядами экзотических растений - нет. Необходимо это оговаривать. Помните, робость - враг потребителя.
Туроператоры и страховые компании условно выделяют медицинские и медико-транспортные услуги, включающие в себя:
амбулаторное или стационарное лечение,
неотложную помощь,
покупку лекарств,
диагностические исследования,
услуги стоматолога (чаще всего страховщик возмещает лишь стоимость услуг предоставления экстренной стоматологической помощи, связанной с ликвидацией острой зубной боли, простым пломбированием или ремонтом зубных протезов для устранения осложнений при принятии еды).
Медицинская эвакуация, в случае летального исхода - доставка тела на родину или его захоронение за границей, репатриация останков, посещение близкими родственниками, перевозка к специализированному медучреждению, возвращение домой несовершеннолетних детей застрахованного лица, телефонный звонок-уведомление о наступлении страхового случая тоже могут быть включены в страховку.
Не следует приобретать так называемые компенсационные страховки. Проще говоря, страховку, которой предусматривается лечение за свой счет с последующим взысканием со страховщика. Как показывает практика, дело это долгое и мучительное, и в 80% случаев безрезультатное. Не покупайте полисы с франшизой свыше 200 евро. При такой франшизе страховой полис, как писалось выше, может превратиться в формальность, и вам придется платить за лечение самостоятельно.
Но что же все-таки делать, если страховой случай наступил? Все те же туроператоры и страховые компании советуют перед тем, как обратиться за медицинской помощью, позвонить в специализированную службу страхователя (номера телефонов обычно указаны в договоре). Если вы не имеете возможности сделать это сразу после наступления страхового случая, например, нет средств связи на месте происшествия или турист находится в бессознательном состоянии (при отсутствии лиц, которые могли бы представлять его интересы), или без оказания срочной медицинской помощи сделать звонок невозможно, то проинформировать страхователя необходимо при первой возможности, но не позднее 24 часов.
Обратите внимание, что страховщик возмещает страхователю расходы, которые он понес после предоставления ему обоснованных в письменном виде и подтвержденных необходимыми документами расходов, обычно в сумме не более 100 евро. Следует отметить, что страховые компании не практикуют возврат сумм, превышающих установленный лимит, если с ними заранее в письменной форме такие договоренности не были достигнуты. Также страховые компании в случае несвоевременного уведомления их об инциденте требуют письменного обоснования от страхователя причин нарушения установленного срока.
Всегда соблюдайте элементарные правила безопасности: не пейте воду из-под крана, не пересиживайте на солнце, не злоупотребляйте алкоголем, обязательно мойте фрукты и овощи перед едой, не занимайтесь без инструктора экстремальными развлечениями и теми видами спорта, которые могут оказаться потенциально опасными (катание на квадроциклах, дайвинг, рафтинг).
Всегда берите в путешествие дорожную аптечку с жаропонижающими и обезболивающими лекарствами, антиаллергическими средствами, активированным углем или другими сорбентами, дезинфицирующими средствами и средствами против диареи. Также не лишними будут бактерицидный пластырь, мазь-антисептик и антиожоговые препараты.
Не отдавайте договор страхования и паспорт посторонним людям и по возможности всегда носите эти документы с собой.