Отмена ежемесячной отчетности СК. Основные причины
17.04.09
Какие были основные причины принятия распоряжения о введение ежемесячной отчетности страховых организаций и почему его все-таки отменили?
Основная причина такого решения – кризисная ситуация в экономике и те тенденции, которые наметились в развитии рынка страхования. В конце 2008 года активно начали происходить процессы, характеризующие рынок сам по себе. Это было связано с тем, что некоторые виды страхования, которые были доходными, и даже сверх доходными, просто приостановились и по ним перестали поступать платежи. Имеется в виду страхование, связанное с
кредитованием - автокредитованием, ипотекой, потребительским кредитованием. Bankassurance вошел в ступор, а в декабре и полностью остановился; многие компании начали сталкиваться с проблемами потери взаиморасчетов с банками: зависают депозиты, платежи, иными словами, приостановилось любое сотрудничество между банками и страховыми компаниями.
Это, в свою очередь, начало влиять на общую тенденцию, на цифры по рынку, объемы и уже в декабре появились первые ласточки – жалобы страхователей о невыплатах. Сложилась такая непонятная ситуация, когда нужно было узнать реальное состояние дел, что же на рынке происходит, как живут компании, как они себя чувствуют, на сколько у них хватает ликвидности, на сколько прочны активы.
Поэтому было принято решение внедрять мероприятия по оперативному мониторингу. Такая практика промежуточного мониторинга в периоды между подачей отчетности уже есть в Российской Федерации, и в Казахстане. Соответственно у нашего регулятора также возникло такое желание.
Перед самим внедрением был выбран ряд показателей, которые смогли бы охарактеризовать состояние дел в компании, то есть ее платежеспособность. Что интересовало? Это уровень убыточности, платежеспособности, объемы премий, прибыль, убытки.
Однако, в чем же оказалась сложность? Эти показатели, как правило, на украинском страховом рынке выводятся раз в квартал, то есть практически все компании подводят итоги по этим показателям один раз в квартал, и ежемесячная отчетность требовала увеличения кадров той же бухгалтерии, больше внимания и точного расчета. Конечно же, это вызвало массу бурных реакций. И для того, чтобы эту реакцию смягчить Госфинуслуг пошла по-другому пути: она сократила ряд показателей, оставила только основные, которые, по нашему мнению, уже не могли дать характеристику временного состояния страховых компаний, и, с другой стороны, опять-таки нагружали компании дополнительными расчетами – резервы, активы по балансу необходимо было сводить помесячно. Такая промежуточная отчетность потеряла свой смысл, поскольку не показывала самого основного, а продолжала нагружать СК какой-то лишней работой в течении месяца.
Естественно это вызвало раздражение. Более того, все документы, которые издает Госфинуслуг, должны проходить публичное обсуждение, они должны быть юстированы. Соответственно, у многих компаний была возможность не выполнять данное распоряжение. Хотя по итогам января месяца больше 300 компаний подали эту промежуточную отчетность. То есть рынок отозвался для того, чтобы самим увидеть, что получилось. Но, как я уже говорила, те показатели, что были заложены в отчетности, не охарактеризовали состояние дел на рынке.
Поэтому неоднократно все говорили, что результативности от этой отчетности ноль, то есть она только несет дополнительные трудочасы, человеческие часы и дополнительные затраты.
Кроме того, стоит отметить, что и сам регулятор уже не был рад такому распоряжению. Госфинуслуг дополнительно нагружалась ежемесячной обработкой отчетностей всех страховых компаний. Решение от отмене распоряжения было уже не только нашим требованием, это было обоюдное желание.