Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Кто не умеет принимать решения, теряет уверенность в самом себе"
Страхование

 


Страхование жизни

Оценка рынка страхования жизни
10.03.11

Такой вывод следует из обнародованных ЛСОУ предварительных итогов работы страховых компаний (СК) за минувший год. Собственно, компании по страхованию жизни смогли собрать в общей сложности около 930 млн грн. премий по сравнению с 827 млн грн., полученными в 2009 г. Страховщики полагают, что такой результат вполне закономерен.

“Озвученные прогнозы очень близки к реалиям, особенно с учетом прогнозов об активизации банковского кредитования”, — считает
материалы в тему:
Юлия Бойко, первый заместитель председателя правления СК “ЧАО “Ренессанс Жизнь”.

Схожего мнения придерживается и Хайс Юкен, председатель правления ЧАО “Фортис Страхование Жизни Украина”: “В принципе, вся озвученная статистика отражает положение рынка страхования жизни в Украине, и я считаю, что эти прогнозы реалистичны. Более того, мы оптимистично смотрим в будущее, учитывая наши показатели и опыт деятельности в докризисный период и во время кризиса, и по результатам деятельности за 2010 г. можем с уверенностью говорить, что ожидаем роста рынка в целом”.

При этом опрошенные участники рынка прогнозируют, что прошлогодние темпы прироста страховых премий на уровне 10-12% сохранятся и в нынешнем году.

Секреты роста

Страховщики называют несколько факторов, которые позволили компаниям в 2010 г. улучшить показатели бизнеса. По мнению экспертов, немаловажную роль здесь сыграло разочарование населения, связанное с непродуманным реформированием пенсионной системы.

Издание неоднократно писало, с какими сложностями и задержками проходит пенсионная реформа. На рынке бытует мнение, что неопределенность в вопросе реформирования пенсионной системы заставляет людей все чаще рассматривать накопительное страхование жизни в качестве замены государственной пенсии.

Отметим, что в конце февраля ЛСОУ выступила за введение второго, накопительного уровня пенсионной системы уже с 2012 г. В письме ЛСОУ, адресованном вице-премьер-министру Сергею Тигипко, страховщики отстаивают мнение, что к работе на втором уровне должны быть допущены субъекты рынка негосударственного пенсионного обеспечения, к которым относятся негосударственные пенсионные фонды и “лайфовые” СК.

Страховщики предложили предоставить компаниям, имеющим лицензию на осуществление страхования жизни, возможность выполнять также функции компаний по управлению активами и администраторов НПФ. На практике это позволит СК активно создавать собственные НПФ, а также страховать их участников по программам пожизненного пенсионного обеспечения.

Пока же нужно признать, что пенсионные программы не являются лидерами сбыта в “лайфовых” СК. Собственно, данные о структуре валовых премий в секторе страхования жизни за девять месяцев 2010 г. показывают, что наибольший объем средств СК привлекли по договорам накопительного страхования — 76%, или более 460 млн грн.

При этом поступления от договоров страхования жизни, предусматривающих достижение страхователем пенсионного возраста, составили всего 5% валовых сборов.

Свою роль в восстановлении рынка сыграло и постепенное возобновление программ банковского кредитования. “Увеличение сбора страховых платежей “лайфовых” компаний в 2010 г. было обусловлено в основном восстановлением банковского сектора, — полагает Юлия Бойко. — Однако рост был не только за счет наращивания страхования жизни заемщиков банков, но и за счет кросс-продаж другим клиентам банков”.

Очевидно, компании стали активнее работать с заемщиками, которые хотя и не нуждаются в страховании жизни при заключении договора кредитования, но все же могут быть потенциальными клиентами СК, например, по накопительным договорам страхования жизни или другим страховым программам.

По словам президента ЛСОУ Наталии Гудымы, в 2010 г. наблюдалась активность “лайфовых” СК в сфере заключения долгосрочных договоров с корпоративными клиентами. Их в первую очередь интересовали договоры рискового страхования жизни, например, по рискам смерти, инвалидности, критических заболеваний, и накопительные договоры страхования жизни.

При этом г-жа Гудыма отметила, что в текущем году СК будут наибольшее внимание уделять заключению договоров на пять лет, так как новое налоговое законодательство предусматривает льготы для таких программ.

Страховщикам пришлось существенно перестроить собственную работу. В 2010 г. СК адаптировались к изменившимся экономическим условиям, стремясь кардинально сократить собственные расходы и пересмотреть планы на дальнейшее развитие.

“В 2010 г. падение рынка остановилось, и начался период постепенного восстановления, — говорит Андрей Власенко, председатель правления СК “ТАС”. — К концу 2009 г. основные игроки смогли адаптироваться к работе в новых экономических реалиях и во II квартале 2010 г. добиться повышения результативности работы”.

По его словам, наибольшее внимание СК уделяли удержанию и развитию собственных сетей продаж в кризисный период. Кроме того, компаниям жизненно важно было сохранить существующий портфель договоров и не допустить массового расторжения договоров со стороны клиентов. При этом страховщики также полагают, что определенную положительную роль в данном случае сыграло улучшение экономических показателей.

“Я бы провела параллель с экономическим развитием в Украине. Как мы знаем, страхование — продукт недешевый. Поэтому о нем задумываются, когда базовые потребности клиента удовлетворены. Увеличение сборов премий в 2010 г., на мой взгляд, напрямую связано с этим фактором”, — считает председатель правления СК “Граве Украина Страхование жизни” Наталья Базилевская.

Нельзя сказать, что 2010 г. складывался удачно для всех участников рынка. По данным Госфинуслуг, за девять месяцев прошлого года сокращение резервов по страхованию жизни зафиксировано у 14 СК. Для сравнения: за аналогичный период 2009 г. резервы сократились у 11 страховщиков. По мнению специалистов Госфинуслуг, такая тенденция на рынке “лайфовых” СК непосредственно связана с досрочным расторжением долгосрочных договоров страхования.

Освоение целины

Интересно, что с возобновлением роста рынка компании не спешат разрабатывать агрессивные стратегии по захвату большей его доли. Страховщики полагают, что при нынешнем охвате страхованием населения места хватит всем.

“Рынок страхования жизни только начинает развиваться и имеет огромную потенциальную емкость, — поясняет г-н Власенко. — Поэтому передела рынка как такового не было, и в будущем он не предвидится”.

Конечно, участники рынка признают, что не так давно наблюдались примеры дробления ряда брокеров, обеспечивавших страховые сборы для лидеров рынка, но сейчас эти процессы считаются завершенными.

“Основные игроки среди страховых компаний уже определены, и они входят в Топ-10. Они же и сохранят лидерские позиции в 2011 г.”, — полагает г-н Власенко.

Впрочем, не все участники рынка придерживаются мнения, что текущие рыночные позиции СК останутся неизменными. И такая позиция вполне понятна.

Дело в том, что, несмотря на потенциально огромное поле деятельности для СК (в Украине только экономически активное население составляет около 22 млн чел.), реально заинтересованных в страховании клиентов не так много. Страховщики признают, что население в массе своей все еще не проявляет достаточного интереса к страхованию, а пользующиеся услугами СК корпоративные клиенты, как правило, уже поделены.

“Такие тенденции, как недоверие населения, неумение и нежелание планировать свое финансовое будущее, совпали с тенденциями входа экономики в период турбулентности, обусловленной изменениями законодательства”, — говорит г-н Юкен. И подобное положение вещей находит отражение в показателях рынка.

За январь — сентябрь 2010 г. более чем в 2 раза увеличилось количество физлиц — клиентов “лайфовых” СК. Несмотря на впечатляющую динамику, общее количество застрахованных за этот период физлиц составило немногим более 693 тыс.чел.

Всего же, по данным Госфинуслуг, на 30.09.10 г. компании по страхованию жизни застраховали 3,6 млн чел. Условно говоря, если СК с помощью государства или без таковой не удастся освоить “целину” — большой массив незастрахованных граждан и предприятий, им, вероятно, придется вернуться к борьбе за имеющуюся клиентскую базу.

“Сейчас количество страховых компаний на рынке неадекватно тому количеству бизнеса, которое есть на сегодняшний день”, — полагает Хайс Юкен.

Количество или качество

Наиболее важными задачами для “лайфовых” СК в текущем году могут оказаться удержание клиентского портфеля, а также повышение качества сбыта продуктов.

Дело в том, что в докризисный период договоры часто заключались без должной предварительной работы с клиентами, с неверной мотивацией. Речь идет о том, что, используя технологии многоуровневого маркетинга, страховщики продавали накопительные программы страхования жизни не как механизм накопления и сбережения средств, а как возможность стать участником системы и развивать свой бизнес в качестве агента. В итоге, многие долгосрочные накопительные договоры страхования жизни расторгались на первом или втором году действия, так как люди теряли интерес к данному виду заработка.

“Участники рынка будут продолжать выстраивать собственные армии агентов, но уже с применением новых, адаптированных к реалиям рынка подходов, концентрируя усилия на качестве и рентабельности бизнеса”, — полагает г-жа Бойко.

Также СК продолжат активно развивать отношения с банками, так как этот канал сбыта — один из наиболее стабильных источников поступления премий в условиях восстанавливающихся финансовых рынков.


Юрий Гусев: Бизнес

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.