Такой вывод следует из обнародованных ЛСОУ предварительных итогов работы страховых компаний (СК) за минувший год. Собственно, компании по страхованию жизни смогли собрать в общей сложности около 930 млн грн. премий по сравнению с 827 млн грн., полученными в 2009 г. Страховщики полагают, что такой результат вполне закономерен.
Страховщики называют несколько факторов, которые позволили компаниям в 2010 г. улучшить показатели бизнеса. По мнению экспертов, немаловажную роль здесь сыграло разочарование населения, связанное с непродуманным реформированием пенсионной системы.
Издание неоднократно писало, с какими сложностями и задержками проходит пенсионная реформа. На рынке бытует мнение, что неопределенность в вопросе реформирования пенсионной системы заставляет людей все чаще рассматривать накопительное страхование жизни в качестве замены государственной пенсии.
Отметим, что в конце февраля ЛСОУ выступила за введение второго, накопительного уровня пенсионной системы уже с 2012 г. В письме ЛСОУ, адресованном вице-премьер-министру Сергею Тигипко, страховщики отстаивают мнение, что к работе на втором уровне должны быть допущены субъекты рынка негосударственного пенсионного обеспечения, к которым относятся негосударственные пенсионные фонды и “лайфовые” СК.
Страховщики предложили предоставить компаниям, имеющим лицензию на осуществление страхования жизни, возможность выполнять также функции компаний по управлению активами и администраторов НПФ. На практике это позволит СК активно создавать собственные НПФ, а также страховать их участников по программам пожизненного пенсионного обеспечения.
Пока же нужно признать, что пенсионные программы не являются лидерами сбыта в “лайфовых” СК. Собственно, данные о структуре валовых премий в секторе страхования жизни за девять месяцев 2010 г. показывают, что наибольший объем средств СК привлекли по договорам накопительного страхования — 76%, или более 460 млн грн.
При этом поступления от договоров страхования жизни, предусматривающих достижение страхователем пенсионного возраста, составили всего 5% валовых сборов.
Очевидно, компании стали активнее работать с заемщиками, которые хотя и не нуждаются в страховании жизни при заключении договора кредитования, но все же могут быть потенциальными клиентами СК, например, по накопительным договорам страхования жизни или другим страховым программам.
По словам президента ЛСОУ Наталии Гудымы, в 2010 г. наблюдалась активность “лайфовых” СК в сфере заключения долгосрочных договоров с корпоративными клиентами. Их в первую очередь интересовали договоры рискового страхования жизни, например, по рискам смерти, инвалидности, критических заболеваний, и накопительные договоры страхования жизни.
При этом г-жа Гудыма отметила, что в текущем году СК будут наибольшее внимание уделять заключению договоров на пять лет, так как новое налоговое законодательство предусматривает льготы для таких программ.
Страховщикам пришлось существенно перестроить собственную работу. В 2010 г. СК адаптировались к изменившимся экономическим условиям, стремясь кардинально сократить собственные расходы и пересмотреть планы на дальнейшее развитие.
По его словам, наибольшее внимание СК уделяли удержанию и развитию собственных сетей продаж в кризисный период. Кроме того, компаниям жизненно важно было сохранить существующий портфель договоров и не допустить массового расторжения договоров со стороны клиентов. При этом страховщики также полагают, что определенную положительную роль в данном случае сыграло улучшение экономических показателей.
Нельзя сказать, что 2010 г. складывался удачно для всех участников рынка. По данным Госфинуслуг, за девять месяцев прошлого года сокращение резервов по страхованию жизни зафиксировано у 14 СК. Для сравнения: за аналогичный период 2009 г. резервы сократились у 11 страховщиков. По мнению специалистов Госфинуслуг, такая тенденция на рынке “лайфовых” СК непосредственно связана с досрочным расторжением долгосрочных договоров страхования.
Интересно, что с возобновлением роста рынка компании не спешат разрабатывать агрессивные стратегии по захвату большей его доли. Страховщики полагают, что при нынешнем охвате страхованием населения места хватит всем.
Конечно, участники рынка признают, что не так давно наблюдались примеры дробления ряда брокеров, обеспечивавших страховые сборы для лидеров рынка, но сейчас эти процессы считаются завершенными.
Впрочем, не все участники рынка придерживаются мнения, что текущие рыночные позиции СК останутся неизменными. И такая позиция вполне понятна.
Дело в том, что, несмотря на потенциально огромное поле деятельности для СК (в Украине только экономически активное население составляет около 22 млн чел.), реально заинтересованных в страховании клиентов не так много. Страховщики признают, что население в массе своей все еще не проявляет достаточного интереса к страхованию, а пользующиеся услугами СК корпоративные клиенты, как правило, уже поделены.
За январь — сентябрь 2010 г. более чем в 2 раза увеличилось количество физлиц — клиентов “лайфовых” СК. Несмотря на впечатляющую динамику, общее количество застрахованных за этот период физлиц составило немногим более 693 тыс.чел.
Всего же, по данным Госфинуслуг, на 30.09.10 г. компании по страхованию жизни застраховали 3,6 млн чел. Условно говоря, если СК с помощью государства или без таковой не удастся освоить “целину” — большой массив незастрахованных граждан и предприятий, им, вероятно, придется вернуться к борьбе за имеющуюся клиентскую базу.
Наиболее важными задачами для “лайфовых” СК в текущем году могут оказаться удержание клиентского портфеля, а также повышение качества сбыта продуктов.
Дело в том, что в докризисный период договоры часто заключались без должной предварительной работы с клиентами, с неверной мотивацией. Речь идет о том, что, используя технологии многоуровневого маркетинга, страховщики продавали накопительные программы страхования жизни не как механизм накопления и сбережения средств, а как возможность стать участником системы и развивать свой бизнес в качестве агента. В итоге, многие долгосрочные накопительные договоры страхования жизни расторгались на первом или втором году действия, так как люди теряли интерес к данному виду заработка.
Также СК продолжат активно развивать отношения с банками, так как этот канал сбыта — один из наиболее стабильных источников поступления премий в условиях восстанавливающихся финансовых рынков.