Пенсионная реформа для украинских страховщиков
11.11.11
Более 70% рынка страхования жизни контролируют компании с иностранным капиталом. Такая ситуация на рынке вполне объяснима. Страхование жизни в других странах, представители которых работают в Украине, а это США, Германия, Австрия, Польша и др, имеет уже на сегодня реализованный инвестиционный потенциал. Агрегированные денежные средства в компаниях по страхованию жизни являются серьезным внутренним и внешним инвестиционным ресурсом для экономики и самих корпораций. Понимая это, иностранный капитал определяет для себя принципиальную необходимость не только присутствовать на
украинском рынке страхования жизни, а и увеличивать свою долю рынка. Такая позиция также понятна. Безусловно, украинский рынок страхования жизни еще далек от своих пиковых показателей, но перспективы его роста просто огромны. В такой ситуации акционеры компаний являются долгосрочными инвесторами и те, кто смогут обеспечить активную работу компаний сейчас, смогут разделить результаты роста в будущем.
Возникает резонный вопрос, а сколько же ждать? И что необходимо для свершения прогнозов роста.
Возможно, не так уж и много:
Усовершенствование налогового законодательства. Уже многое сделано. Но коллизии НКУ и Закона о ЕСВ, во многом сводят на нет предусмотренные налоговые преференции. Гармонизация и усовершенствование налоговых льгот для страхования жизни способно обеспечить высочайший рост отрасли.
Обеспечение гарантий сохранности накоплений. Главный шаг уже сделан. Проект закона о фонде гарантирования вкладов по договорам страхования жизни уже в процессе работы. Внедрение аналога банковскому фонду позволит существенно увеличить доверие страхователей к альтернативному способу накопления и страховой защиты.
Активное внедрение пенсионной реформы, которая предусматривает поэтапное смещение акцента с солидарной системы на накопительную. Пенсионная реформа принята и это уже большой шаг. Внедрение ее элементов это уже дело не только государства, но ее участников – НПФ и компаний по страхованию жизни.
Как видим, основные необходимые составляющие для роста уже заложены, а это означает, что рынок страхования жизни уже намного ближе к долгожданному периоду роста. Безусловно, экономические предпосылки для роста должны быть также созданы за счет экономической стабильности в стране и роста уровня дохода населения.
Вернемся к структуре рынка и заинтересованности иностранных инвесторов. Компании с иностранным капиталом в 90% имеют опыт успешного внедрения проектов по страхованию жизни, и они понимают скорость экономической отдачи инвестиций и какие технологи необходимы для обеспечения сложного бизнеса – страхование жизни. Украинский же капитал привык к иным стандартам и иным уровням рентабельности. Это полностью обосновывает низкую долю украинского капитала в компаниях по страхованию жизни.
Работающие на рынке отечественные лайфовые компании в своем большинстве являются дополнением к рисковой компании, что обеспечивает бренду присутствие во всех видах страхования. В связи с этим, компании изначально не имеют активной стратегии развития. При этом, такие компании «спутники» в большинстве случаев имеют серьезное преимущество в сравнении с крупными иностранными компаниями, которые вкладывают существенные инвестиции в развитие каналов и захват рынка. «Компании спутники» имеют значительно меньшие расходы и возможность практически в любой момент развернуть сеть агентов, используя синергетический потенциал материнской рисковой компании.
Применяя принцип синергии отечественные лайфовые компании, с экономической точки зрения, могут быть намного эффективнее своих иностранных конкурентов, в том числе в процессе внедрения пенсионной реформы.
Участие компаний по страхованию жизни в предусмотренном им третьем уровне, на фоне ухудшения условий солидарной системы, не вызовет резкого скачка роста рынка- это поэтапный процесс, как и вся пенсионная реформа. С точки зрения конкуренции, выиграет тот, кто сможет быстрее и качественнее донести информацию о реформе и возможностях 3-уровня. Думаю, тут условия практически равные для иностранных компаний с собственной агентской сетью лайфовых агентов ( или аффинированными страховыми посредниками), или для отечественных компаний с сетью рисковых агентов с уже существующей базой клиентов.