Перспективы пенсионной реформы на Украине
20.08.10
Повышение пенсионного возраста — один из ключевых вопросов пенсионной реформы в Украине.
Забастовки сотрясают Францию. Сотни тысяч людей вышли на улицы Парижа, протестуя против повышения пенсионного возраста с 60 до 62 лет, что предполагает сделать президент Саркози в рамках пенсионной реформы. Для Украины это также вполне реалистичный сценарий. Ведь пенсионная реформа «зреет» в нашей стране уже давно, а в этом году правительство Азарова заявило об острой необходимости ее проведения. Первая проблема, которую нужно решить, — повышение пенсионного возраста. Украина и
Франция в числе немногих стран, где пенсионный возраст самый низкий. Причем если для мужчин в двух странах пенсионная планка одинаковая — равная 60 годам, то женщины в Украине выходят на пенсию на пять лет раньше француженок. К слову, как считают эксперты-социологи и демографы, для такого «раннего старения» украинских женщин на сегодняшний день нет никаких предпосылок. А потому первое, что необходимо сделать в рамках украинской реформы, — выровнять пенсионный возраст мужчин и женщин, а уже потом его постепенно повышать до выбранной планки.
На сегодняшний день обсуждаются два варианта повышения пенсионного возраста — до 62 и 65 лет. Как видим, во Франции даже увеличение пенсионного возраста всего на два года вызвало жесткую социальную реакцию. Спрогнозировать отношение украинского общества к подобному решению довольно сложно. Однако, учитывая приближение парламентских выборов, эта тема может получить довольно сильную политическую окраску. Тем не менее специалисты уже сделали соответствующие расчеты. Сегодня уже не вызывает дискуссий тот факт, что при условии неизменного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в 2025 году количество пенсионеров может сравняться с количеством плательщиков налогов. В случае повышения пенсионного возраста до 62 лет численность пенсионеров и плательщиков сравняется несколько позднее — в 2045 году, а при повышении пенсионного возраста до 65 лет — в 2050-м.
Как же повышать пенсионный возраст — быстро или постепенно? Этим вопросом сегодня задаются украинские политики, чиновники и представители международных организаций. «Повышение пенсионного возраста — разумный шаг, и мы имеем успешные варианты такого реформирования в других странах», — отмечает Валерий Сушкевич, народный депутат, глава Комитета ВРУ по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов. По мнению старшего международного советника по вопросам пенсионной реформы в проекте USAID «Развитие рынков капитала» Грега МакТаггарта, сначала необходимо повысить пенсионный возраст для женщин и только после этого для всех. «Чтобы повысить пенсионный возраст, необходимо время. Это повышение произойдет к 2030 году», — отмечает он. Фактически речь идет о постепенном переходе. С такой позицией согласны и эксперты аналитического центра «Голубая лента» (проект ПРООН/ЕС).
Судя по тому, что особого рвения к проведению реформ в Украине не наблюдается, скорее всего, у нас будет принят несрочный вариант повышения пенсионного возраста.
Помимо дилеммы пенсионного возраста и заявлений правительства относительно необходимости проведения пенсионной реформы возникают сомнения в том, когда она начнется и начнется ли вообще. Правительству Азарова придется решить нелегкую задачу. С одной стороны, сегодня в Украине 14 млн. пенсионеров, а трансферты в Пенсионный фонд — наибольшая статья расходов госбюджета. С годами ситуация будет усугубляться. Именно поэтому действующее правительство взялось за срочное реформирование пенсионной системы. С другой — в рамках реформы необходимо повышать пенсионный возраст, а это уже чисто политический вопрос. Учитывая то, что не за горами парламентские выборы, решение может быть принято не столько в пользу экономики, сколько в угоду электоральным настроениям.
На сегодняшний день существуют несколько вариантов пенсионного реформирования. Первый — оставить пенсионной взнос (35,2% фонда заработной платы) и размер бюджетных дотаций на нынешнем уровне, тогда коэффициент замещения заработка пенсиями (соотношение страховой части пенсии и заработной платы, исчисляется как размер пенсионного взноса в 35,2%, поделенный на прогнозируемое соотношение количества пенсионеров и плательщиков налогов) снизится с нынешних 40 до 35% в 2025 году и до 28% — в 2050-м. Это означает, что результатом будет снижение уровня жизни пенсионеров, рост их бедности относительно средних доходов населения.
Второй вариант — держать коэффициент замещения и сумму дотаций на нынешнем уровне, тогда бездефицитность Пенсионного фонда нужно обеспечить за счет повышения размера пенсионного взноса. В Украине он и так один из самых высоких в Европе — 35,2% суммарно для работодателей и работников. А в случае такого варианта его придется повысить до 40% в 2025 году, и до 50% — в 2050-м. Рост фискальной нагрузки может привести к уходу в тень заработков граждан и тем самым не даст позитивного эффекта от притока средств в Пенсионный фонд.
Третий вариант — удерживать неизменными размер пенсионного взноса и коэффициент замещения, тогда дефицит Пенсионного фонда надо покрывать за счет госдотаций, что представляется малореальным. Так, в 2009 году средства госбюджета в общих доходах Пенсионного фонда составляли около 30%. И, наконец, четвертый вариант — повысить пенсионный возраст. Это будет иметь комплексный позитивный эффект, поскольку снизит нагрузку как на госбюджет, так и на трудоспособное население, при этом не позволит снизить уровень жизни тех пенсионеров, которые выйдут на пенсию.