Как утверждают представители отечественных страховых компаний, когда дом рушится, его владельцы всегда жалеют, что он не застрахован. Но, в отличие от жителей Западной Европы, которые ежегодно тратят на страхование жилья миллиарды евро, у нас в стране, по самым смелым оценкам, застраховано лишь около 5% жилищного фонда.
Пока буксуем…
Сегодня застраховать свою жилплощадь можно в любой из более чем пятидесяти страховых компаний (СК), работающих в Украине. И в целом страховщики говорят о положительных тенденциях в сфере страхования недвижимости. Об этом
свидетельствует стабильный рост объемов страховых платежей и количества клиентов СК. «Однако, – говорит первый заместитель председателя правления НАСК «Оранта» Владислав Немировски, – хотелось бы, чтобы рынок страхования недвижимого имущества физических лиц развивался более активно, поскольку здесь имеются огромные неиспользованные резервы».
По словам страховщиков, в последние годы «локомотивом» развития этого рынка выступает так называемое ипотечное страхование — предусмотренное законодательством обязательное страхование риска физического уничтожения (повреждения) недвижимости при покупке ее в кредит. В настоящее время большинство договоров страхования недвижимости заключается именно при ипотечном кредитовании. В этом случае инициатором страхования становится банк-кредитор.
Как правило, СК осуществляют страхование принадлежащего физическим лицам на праве собственности жилья, которое находится в залоге у банка, на случай его уничтожения или повреждения в результате пожара, залива водой, стихийных бедствий (буря, ураган, град, ливневые дожди и т. п.), а также противоправных действий третьих лиц. При этом срок страхования недвижимости обычно составляет один год.
Но страховщики рассчитывают на то, что со временем ипотечное страхование станет комплексным продуктом, который будет включать в себя как страхование самой недвижимости, так и титульное страхование. Пока же, по словам заместителя начальника управления страхования имущества СК «Украинская страховая группа» Сергея Слупицкого, титульное страхование, очень распространенное на Западе, является еще достаточно редким для украинского рынка недвижимости. Объясняется это прежде всего тем, что далеко не все отечественные банки требуют страхования титула при выдаче ипотечных кредитов.
Таким образом, как признают страховщики, ближайшее будущее рынка страхования жилья у нас непосредственно зависит от перспектив развития ипотечного кредитования. Это означает, что пока серьезного прорыва здесь ожидать не приходится, ведь многие финучреждения по известным причинам сейчас вынуждены сворачивать свои программы жилищного кредитования.
Вместе с тем, отмечают эксперты, очень важно, чтобы наши банки наконец отказались от порочной практики навязывания заемщикам (причем нередко в ущерб интересам последних) конкретных, так или иначе связанных с финучреждениями страховых компаний, что будет способствовать здоровой конкуренции между страховщиками.
Вижу цель!
Во всех развитых странах мира страхование жилой недвижимости добровольное. К сожалению, подавляющему большинству украинцев еще не известны многочисленные «плюсы» правильного применения страховой защиты, сетуют представители страховых компаний. И принимают меры для того, чтоб убедить людей в необходимости страхования жилья. «Наша компания как один из лидеров рынка имущественного страхования всячески популяризирует эту услугу среди потенциальных потребителей. Мы обучаем наших агентов (по всей Украине их у нас 7 тысяч человек) работе с соответствующими страховыми продуктами. Но, к сожалению, наши усилия не дают быстрого результата», – отмечает Владислав Немировски.
Тем не менее, страховщики не перестают искать возможности для привлечения новых клиентов из числа собственников недвижимости. По мнению Сергея Слупицкого, существенно повысить спрос физлиц на услуги по страхованию недвижимости можно, в первую очередь, за счет развития систем розничного страхования имущества, гибкой продуктовой и ценовой политики страховых компаний.
В последнее время ряд страховых компаний вывели на рынок специальные страховые продукты, рассчитанные на физлиц-владельцев недвижимости. Прежде всего СК стремятся охватить дешевый сегмент рынка страхования недвижимого имущества, делая акцент на программы страхования недвижимости, которые не предполагают предварительной оценки квартир (так называемые экспресс-предложения с фиксированной суммой возмещения). Подобные страховые продукты могут обеспечить лишь ограниченную страховую защиту, ориентированную на стандартную планировку и внутреннюю отделку жилья. Однако их неоспоримые преимущества — невысокая стоимость и удобство для клиентов, что, безусловно, способствует росту популярности страхования жилья среди населения и в перспективе — развитию классического страхования недвижимости – с оценкой предмета страховки и суммой возмещения, соответствующей реальной стоимости имущества.
«Хотя объемы премий, которые мы собираем по программам страхования жилья, пока небольшие, страховые продукты для физлиц-владельцев недвижимости, которые мы выпустили, – это наше будущее», — считает Владислав Немировски. Такого же мнения придерживаются в страховой компании «PZU Украина», которая тоже запустила в прошлом году программу страхования «Квартира-экспресс». Благодаря таким программам страховщики намерены постепенно увеличивать поступления страховых платежей. «По нашим прогнозам, ранее 2011-2013 гг. не стоит ожидать значительной активизации рынка страхования жилья. Но уже в этом году мы будем совершенствовать, дорабатывать существующую линейку продуктов, чтобы они были более понятны для наших агентов и более привлекательны для покупателей страховых полисов», – говорит Владислав Немировски.
Кроме всего прочего, оптимизма руководству страховых компаний придает и то обстоятельство, что, в отличие от среднестатистического домовладельца, которого простой вопрос «Сколько стоит застраховать жилье?» способен озадачить и даже повергнуть в глубокое раздумье, любой автомобилист точно знает, сколько стоит страхование его машины и насколько это может быть ему выгодно.
Исходя из этого, например, СК «Украинская страховая группа» начала предлагать потребителям «в комплекте» полисы ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) и экспресс-страхование недвижимости.
«Сейчас проходит оценка эффективности новых продуктов, и в ближайшее время будут сделаны выводы», – говорит Сергей Слупицкий. — Однако уже сейчас всем ясно, что люди, купившие полис ОСАГО, убеждаются в пользе страхования на собственном опыте и, как следствие, проявляют интерес к другим страховым продуктам».