Морские перевозки – это один и самых распространенных способов транспортировки грузов в наше время.
В мире почти 80% всех грузовых перевозок приходится именно на них. Для Украины эта цифра составляет скромные 18 %. Оно и понятно, так как наиболее удобным видом является железнодорожный транспорт. Со времени начала перевозок промышленного объема грузов и массовых путешествий по морям и океанам – возникла нужда в обеспечении безопасности жизни и сохранности имущества на воде. Уже тогда вырабатывались основные концепции и стандарты так
Наводное страхование необходимо для компенсации товарно-денежных потерь, которые были вызваны непредвиденными событиями, случившиеся во время транспортировки или погрузочно-разгрузочных работ на воде. Принимая во внимание наличие устойчивых факторов риска морских предприятий, страхование на воде является довольно востребованным в наши дни. Именно тонкости, связанные с водными перевозками, являются основой для организации морского страхования - как отдельного института страхования. Как и обычное, морское страхование подразделяется на: страхование КАСКО, страхование КАРГО (груза) и страхование ответственности перевозчика или сопроводителя за груз перед его владельцем.
По договорам КАСКО страхуют движимое имущество, включая контейнеры, которые участвуют в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет хозяин транспортного средства. При грубом нарушении правил страхователю могут не выплатить материальную компенсацию (например, когда страхователь не осуществлял контроль за грузом, либо нарушал международные правила управления судами. В т.ч. и в зонах, потенциально признанных, как зоны с повышенной опасностью нападения пиратов).
В наше время, первоначально украинское законодательство предусматривает страхование морских перевозок – созданием Морского Страхового Бюро (постановлением 561 Кабинета Министров Украины 1998 г). Но в данное время, МСБ переживает период становления и занимается аккредитацией компании, на осуществление страховой деятельности в рамках международных норм страхования. Данная организация имеет среди своих должностных обязанностей:
исследование и прогнозирование страховых услуг в сфере морского страхования
страхование и перестрахование морских рисков
развитие морского страхования и сбор статистики
совершенствование законодательной базы и синхронизация ее с мировым опытом
Все эти компании, помимо страхования грузов, страхуют и пассажиров, совершающих путешествия по морскому пути. В последнее время, наблюдается катастрофический всплеск активности пиратов, особенно в регионах Африканского континента. Сегодня все внимание общественности привлечено не столько к вопросам аварийности или катастрофам на море, как к наглым и беспрецедентным действиям пиратов. Наряду с транспортными суднами, захватываются пассажирские суда и яхты.
Пираты давным-давно поняли, что кража грузов значительно опаснее похищения людей. Груз необходимо куда-то отгонять, разгружать и продавать, используя фиктивные документы. Гораздо проще взять в заложники экипаж или пассажиров судна. А потом вести переговоры о выкупе с государствами, гражданами которых они являются. Вероятность благоприятного исхода для пиратов в таких случаях очень велика.
На данный момент страны: Сомали, Малайзия и Индонезия, на чьей территории ведутся захваты суден и лайнеров, отвергают мировую помощь. Они предусматривают в этом угрозу для своей независимости. Но мировые страховые компании могут признать их территорию – «зоной военных действий», благодаря чему данные страны утратят свои транспортные пути, портовые операции и другие доходные статьи своего бюджета. И даже не смотря на это, такие государства упорно отказываются от мировой помощи, даже не имея средств для наведения порядка на своей территории.
Издание Тристар решило рассмотреть риски, связанные с захватом судна:
Судно захваченное пиратами теряет, по определению, все доходы, которые получает владелец за рейс. Среднее время, в течении которого пираты держат судно под своим контролем – приблизительно 38-40 суток. Поскольку жизнь команды ценится наиболее, то в расчет берется сумма выкупа, которая должна быть выплачена пиратам, за освобождение команды и судна. Средняя сумма выкупа судна, груза и команды у пиратов составляет 1,5 миллиона американских долларов, передается в валюте США.
Заказчик судна, находящегося в чартере, обязан выплатить ставку за время нахождения судна в плену у пиратов. Выплата выкупа и дальнейшее освобождение судна, экипажа и груза, выгодны всем заинтересованным сторонам, и в старые времена античности или средневековья выкуп оплачивался всеми сторонами.
Существует принцип разделения ответственности в оплате выкупа “General Average Sacrifice“, или цена, основанная на вычислении арифметического среднего. Особенно проблемная часть решения распределения части выкупа, это покрытие ущерба от выкупа со стороны экипажа. Такие вопросы являются нерешенными на данный момент, и основательно требуют гарантий со стороны страховщика.
Международный страховой рынок предлагает несколько видов страхования, которые работают в таких ситуациях. Можно приобрести страховку “Kidnap & Ransom“, включающую в себя консультации специалистов. Доступна также страховка от неполучения прибыли сроком до 30 суток (по независящим от страхователя причинам). Существуют и другие виды страховок, покрывающие риски связанные с захватом судна пиратами:
- Hull & Machinery (без Norwegian Plan и Japanese Hull, включает в себя риски от пиратства если они не включены)
- Hull War Risks, которые включают P&I ответственность. P&I включает риски от пиратства но не покрывает выплату выкупа.
Перемещение в водах, в которых судна подвержены потенциальным нападениям со стороны пиратов, может покрываться дополнительным пакетным страхованием со стороны фрахтователя судна, собственника судна или грузов. Также предоставляется возможность избегания потенциально опасных маршрутов путем переведения с судна на судно. Такое право закреплено за моряками национальными профсоюзами некоторых стран, если судно следует через опасные воды.
И тем не менее, украинские страховые компании только входят в начальную стадию морского страхования, изучая и перенимая опыт огромных английских и других авторитетных компаний на рынке морского страхования.
Последней инстанцией в разрешении конфликта с современными пиратами является оплата выкупа, который составляет до 20-25 млн. долларов. В среднем же за выкуп судна, судоходная компания, или владелец судна, выплачивают 1 млн. долларов. Чтобы избежать волны возмущения, сразу формируется PR ячейка по связям с общественностью. С её помощью оглашается информации по всем принятым решениям, мнение предприятия и так далее. Но все же компания предпочитает не афишировать захваты своих суден, отдавая преимущество выплате выкупа. Может именно поэтому украинцы служат на египетских судах, которые ходят под панамским флагом, и принадлежат русским судоходным компаниям, зарегистрированным на Кипре. В любом случае отечественному судоходству в сфере реагирования на такие случаи стоит многому поучиться у международных организаций и служб.