отказывая «на ровном месте». Однако не менее остро на сегодняшний день стоит вопрос об отказе в страховании вообще. Тристар решил провести исследование на тему отказа в страховании и выдаче полиса.
В Украине, как в никакой другой стране процветает мошенничество со страховыми компаниями. Практически в любой отрасли существуют лазейки, которые используются мошенниками для своих целей. Показатель выплат мошенникам нередко доходит до 30% от общих выплат по страховым случаям. Какие же критерии влияют на отказы страховых в обслуживании?
В этом направлении чаще всего отказывают по нескольким критериям:
возраст транспортного средства
техническое состояние транспортного средства
подозрение, что ТС было связано с мошенничеством в прошлом (числилось в угоне, незаконно было продано и т.д.)
В случае превышения автомобилем возраста в 5-6 лет со дня схода с конвейера (а особенно если это недорогая марка авто) – он перестает быть привлекательным для СК. Скорее всего потому, что в это время сложно подсчитать рыночную стоимость такого транспортного средства, что затрудняет объективное определение страховой премии и суммы к возмещению, а также оценка стоимости деталей, которые необходимы для ремонта. Страховые компании стараются принимать на обслуживание только новые автомобили. Хотя бывают и исключения, была застрахована машина стоимостью 40000 долларов и возрастом около 8 лет. Однако такие страховки оформляются как правило «по блату».
Что же касается технического состояния ТС – то тут сугубо дело лично каждой страховой компании – страховать авто с учетом износа или вовсе не страховать. Если ТС еле дышит, или восстановлено после крупной аварии – то это лишний повод для СК задуматься над тем стоит ли связываться с таким объектом.
На сегодняшний день мошенничество в страховании ОСГПО набирает обороты, в Сети можно совершенно свободно найти разбитые автомобили специально для предъявления в СК. Нередко в таких махинациях участвуют и органы государственной автоинспекции.
Страховые компании желающим застраховать недвижимость, как правило, отказывают по нескольким причинам. Обычно это потенциально подверженное ущербу здание и другие факторы, которые негативно влияют на возможность благоприятного страхового исхода для СК. Страхование имущества в зоне сложных географических объектов, неблагоприятных сезонных и погодных условий и других факторов осуществляется крайне осторожно. Огромное количество отказов также приходится на страхование вторичного рынка жилья. Из года в год спрос в этом сегменте повышается, потому что не у всех есть средства для покупки квартиры в новострое. Причиной возможного отказа может быть и год постройки здания. Многие дома очень старые. Капитальные ремонты таких объектов производят нечасто, посещение их в основном носит сезонный характер, поэтому риски достаточно высокие и страховщики, как правило, отказывают в страховании таких объектов.
Что касается страхования жизни и здоровья – то тут отдельный разговор. В таком виде страховании необходимо крайне скрупулезно подходить к обследованию страхуемого человека. Потому, что в этом случае выплаты довольно большие, по сравнению со страховыми взносами. После обследования и проведения андеррайтинга не подпадают под категорию страхования люди: с врожденными патологиями, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания (грозящие рецидивом), также хронические больные с предсказуемым течением болезни в хронической стадии. Немаловажную роль играет вид деятельности человека и его хобби. Если ежедневная работа или экстремальные увлечения связанные с неоправданным риском для жизни или здоровья, страховая в праве отказать или назначить достаточно большую сумму страховых премий.
В последнее время все чаще начали звучать призывы СК в пользу создания Бюро страховых историй – которое должно хранить всю информации по страховым случаям и клиентам.
На сегодняшний день, например, на помощь банка приходят 4 таких бюро: Первое всеукраинское бюро кредитных историй, Украинское бюро кредитных историй, Международное бюро кредитных историй и «Русский стандарт». Все они задуманы как действительно мощное средство в борьбе с мошенничеством. Они позволяют сократить на 30% выплаты мошенникам, а это – внушительная экономия.
Сегодня очень многие СК накопили большие объемы информации по мошенникам, но не спешат делиться ей друг с другом. Ссылаются на неравноценный обмен конфиденциальной информацией. Пока рынок страхования у нас находится в зачаточной стадии, такие системы не жизненно необходимы, но позже, когда рынок сформируется в мощный инструмент финансового сектора – наступит острая необходимость в нем. СК объединятся вместе и дадут бой страховым мошенникам посредством участия в таком информационном обмене.
Страховщики почти всегда будут знать кто перед ними – добросовестный гражданин или мошенник. Это сыграет ключевую роль в принятии позитивных решений о выдаче страховых полисов и уменьшит число отказов.