Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Вы не окажете человеку услугу, если Вы будете за него делать то, что он может делать сам"
Страхование

 


Автострахование

Предлагается застраховать перевозчиков от пассажиров
21.10.10

Трагедия в Марганце, жертвами которой стали 45 человек, обернулась для государства выплатой каждой семье пострадавшего по 100 тыс. грн.

Такая ситуация заставила Министерство транспорта вернуться к вопросу страхования пассажиров от несчастного случая. Страховщики предложили испытанную в СНГ модель, но государство не спешит соглашаться с ней: новый вид страхования не предусматривает традиционных «откатов».

Ситуацию, сложившуюся на рынке страхования
материалы в тему:
на транспорте в Украине, даже страховщики называют парадоксальной.
Суть ее в том, что каждый пассажир, приобретая билет на поезд или автобус, автоматически страхует себя от несчастного случая. Страховая сумма составляет 51 тыс. грн., а тариф — 1,5% стоимости билета для ж/д транспорта и до 3% для автоперевозок. Но зачастую пассажир даже не знает о том, что застрахован. Да и если все же решит обратиться за возмещением, то выплата будет достаточно скромной. В случае получения инвалидности I, II и III группы выплачиваются соответственно 90%, 75% и 50% страховой суммы, если же травма оказалась менее серьезной, то из расчета 102 грн. за каждый день временной нетрудоспособности. Но и эти деньги у страховщика получить непросто, нужно предоставить акт о несчастном случае, который составляют транспортники, а они зачастую не спешат это делать.

Потому-то, как показывает статистика, выплаты по этому виду страхования очень незначительны: за первый квартал 2010 г. чистые страховые премии составили 25,8 млн. грн., а чистые выплаты — 1,2 млн. грн.

Казалось бы, страховщики наживаются на незнании пассажиров. Но нет: профильное постановление Кабмина «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» обязывает страховщиков возвращать транспортникам 50% разницы между полученными страховыми премиями и суммой выплат. За счет этих средств «Укрзалiзниця» и остальные транспортники должны осуществлять меры по повышению безопасности движения. Страховщики утверждают, что на самом деле «откат» транспортникам достигает и 70-80% в силу того, что они являются монополистами рынка и по сути выступают агентами при страховании пассажиров, а значит имеют право на комиссионное вознаграждение.

По оценкам Вячеслава Черняховского, председателя комитета по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков, официально комиссионные составляют 10%, неофициально — до 30%. «Мы когда-то в «Укрзалiзницi» с финансовым руководством искали, куда же уходят миллионы из тех 50%, которые платят страховщики, но концов так и не нашли. Да и страховщикам, получающим платежи по этому виду деятельности, это выгодно: позиция в рейтингах растет, количество клиентов-физлиц сразу на сотни тысяч увеличивается в отчетности, акционеры довольны»,— поясняет он.

В прошлом году Минтранс решил изменить постановление и предложил увеличить лимиты ответственности страховщиков вдвое — с 51 тыс. грн. до 102 тыс. грн., при этом тариф для пассажиров межобластного железнодорожного, автобусного и морского транспорта снизить с 1,5% до 1% от стоимости билета, а для пассажиров пригородного транспорта — с 3% до 2%, а «возврат» транспортникам официально увеличить до 70%. Дескать, выплаты небольшие, тариф необоснованно высокий. Страховщиков подобные предложения возмутили, и они заблокировали документ на уровне согласования в Госкомпредпринимательства.

Позже в Минтрансе учли замечания рынка и отказались от снижения тарифа и увеличения отката, сохранив норму об увеличении лимитов. Но страховщики предлагают и вовсе отказаться от этого вида страхования и рекомендуют заменить его страхованием ответственности перевозчика. По такому пути пошли в Европе, этот вид страхования присутствует во всех странах СНГ и именно страхование ответственности перевозчика приведет к его личной заинтересованности в повышении безопасности перевозок на транспорте, чтобы сэкономить на страховании. Примечательно, что подобные виды страхования в Украине существуют для перевозок водным, морским и воздушным транспортом. Масла в огонь подлила и ситуация в Марганце. «С учетом трагедий в Марганце, в Минтрансе было проведено совещание по вопросам страхования. И хотя повышение лимитов и другие изменения постановления согласованы и готовы к передаче в КМУ, мы утверждаем, что страхование пассажиров в его нынешнем виде нарушает права потребителя на свободный выбор страховщика, так как последний вписывается в полис без его согласия»,— рассказал заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Александр Залетов. По его словам, только переход к страхованию ответственности перевозчика заставит его побеспокоиться об уменьшении травматизма.

Также страховщики предлагают ввести обязательный вид страхования ответственности перевозчиков в городском транспорте и ответственность за отсутствие полиса. А по мнению Людмилы Белошицкой, гендиректора «Ассоциации «Страховой бизнес», страхование пассажиров — это попросту дополнительный налог. Хотя при введении страхования ответственности перевозчика окончательные затраты также будут заложены в стоимость билета. «Перевозчики должны страховать ответственность, и должен быть общий лимит, например 10 млн., и отдельно — по каждому пассажиру. Да, перевозчик заложит это в цену билета, но это будет не больше 1-2 грн. Более того, выдавать перевозчику лицензию без наличия такого полиса — значит лишать пассажира гарантий на возмещение убытков»,— добавила она.

Следует также отметить, что на прошлой неделе правительство России внесло в Госдуму аналогичный законопроект. В нем устанавливается обязательность для перевозчиков страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами с одновременным введением запрета для перевозчиков осуществлять деятельность без страховой защиты, а также ответственности за нарушение этой обязанности. Для гарантирования возмещения вреда предусматривается создание профессионального объединения страховщиков, которое в свою очередь формирует компенсационный фонд за счет отчислений страховщиков. При этом срок выплаты четко определен — 30 дней со дня получения страховщиком всех документов, а страховая сумма установлена на уровне 2 млн. руб. по жизни и здоровью пассажира, 23 тыс. руб. — по имуществу. По оценкам Минфина РФ размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4-10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья.

В Украине и раньше пытались ввести ответственность перевозчика: в 2007 г. на уровне постановления, такие же изменения предусмотрены и в новом проекте закона «О страховании». Но ни одна из этих инициатив не увенчалась успехом. В личных беседах страховщики высказывают сомнения в отношении введения этого вида страхования и ныне. Ведь оно не предполагает «откатов» с разницы премий и выплат. А отказаться от 100 млн. грн. в год безвозмездной помощи транспортники вряд ли согласятся.


Регина Дацюк: Экономические известия

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.