Россия: мегарегулятор призван "зажечь" страховой рынок
11.02.11
Росстрахнадзор прекратит свое существование. Регулировать страховой рынок в скором времени будет новое ведомство. Вопрос только в том, кто в этом году оградит население от кризиса неплатежей со стороны страховщиков.
Надзору за страховым рынком предстоит пережить реорганизацию. Президент принял решение о создании единой финансовой службы, которая обеспечит контроль за российскими страховыми и инвестиционными компаниями.«В настоящее время определилась форма объединения в
виде присоединения страхового надзора к ФСФР. Сроки согласования принципиальных позиций соблюдены, до 1 февраля порядок информирования утвердили»,«Порядок, задачи и структура блока страхового надзора в новой службе будут определяться соответствующим постановлением правительства», – пояснил он.
Возможность объединения двух ведомств обсуждалась на протяжении нескольких месяцев. Камнем преткновения стал вопрос о том, какая надзорная служба станет фундаментом для единого регулятора. Первоначально предлагалось упразднить ФСФР и строить мегарегулятор на базе ФССН. Потом планы поменялись. Дмитрий Медведев поставил точку в этом споре, отдав приоритет ведомству Владимира Миловидова. Правда, правительству еще предстоит решить, какими полномочиями наделить новую службу, сможет ли она выпускать регулирующие документы. Сейчас ФСФР не только осуществляет надзор за участниками рынка, но и готовит нормативные акты. У Росстрахнадзора таких полномочий нет, правила игры на страховом поле определяет Минфин. Вопрос в том, закрепят ли за единой службой нормотворческую инициативу или ее передадут в Минфин. От ответа на него в итоге зависит и статус создаваемого надзорного ведомства.
Идея создания мегарегулятора в России не нова. Одним из первых ее озвучил экс-глава ФСФР Олег Вьюгин. Еще в 2004 году он предлагал объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор, выделив его из ЦБ. Необходимость создания мегарегулятора, по мнению сторонников этой идеи, была продиктована многими факторами. К тому времени в России уже сложились крупные финансовые группы, в состав которых входили банки, страховые, брокерские, лизинговые, управляющие компании. Внутри этих конгломератов происходил постоянный переток средств, а регулировались они разными инстанциями, которые недостаточно координировали свою деятельность. Да и сами банковские продукты стали усложняться. Однако эта идея вызвала тогда жесткую критику. Не встретила она понимания и у руководителей Центробанка.
К вопросу о мегарегуляторе финансовых рынков вновь вернулись в разгар кризиса в 2008 году. Проблему эффективности надзора обсуждали во многих странах. В кругу финансистов высказывались мнения, что кризис мог бы быть предотвращен при более строгих мерах надзора, жестком регулировании рынков структурированных продуктов и большей прозрачности инструментов, которые находятся за балансами банков. Проблемы возникли из-за того, что нерегулируемая часть финансовой системы банков не подпадала под контроль регуляторов. Например, за балансами банков оказались сделки по секьюритизации ипотеки. Минфин США в конце 2008-го даже рассматривал вопрос о реструктуризации надзора за банковской деятельностью и о расширении полномочий Федеральной резервной системы (ФРС).
По оценкам экспертов, число стран – сторонниц интегрированного регулирования на финансовых рынках постоянно растет. Мегарегуляторы сегодня есть более чем в 50 странах. Однако чаще всего такая модель строится на основе банковского надзора – это ее основной стержень. У нас Федеральная финансовая служба создается только на базе двух ведомств – ФСФР и ФССН. По мнению аналитиков, это серьезно ограничивает ее возможности.
Правда, не исключено, что нынешнее объединение – лишь первый шаг на долгом пути. Как говорил ранее глава ФСФР Владимир Миловидов, объединение станет «гибким движением к созданию мегарегулятора в России».
Впрочем, возможно, что все гораздо проще, а главная причина объединения упирается в финансовые проблемы. По мнению некоторых экспертов, слияние двух надзорных ведомств происходит от безысходности. Росстрахнадзору просто не хватает ресурсов, чтобы контролировать каждую страховую компанию. Для этого необходимы штат квалифицированных сотрудников, высокие зарплаты, затраты на IT-технологии. А создание единого регулятора поможет решить эти проблемы и, в конечном итоге, сэкономить бюджетные средства. Целесообразна ли такая минимизация – вопрос спорный. Ведь эффект экономии трудно спрогнозировать.
Главный вопрос: как реорганизация надзора отразится на страховом рынке, который сейчас переживает нелегкие времена, и пострадают ли от этого сами страхователи?
По мнению главы ФССН, у проекта есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, объединение поможет лучше контролировать прозрачность и качество активов страховщиков. А это на сегодняшний день – ахиллесова пята российского страхования. Именно низкое качество активов может привести компанию к краху. Как рассказал с трибуны страхового форума Александр Коваль, проверки, начатые ФССН совместно с Банком России в первом полугодии 2010 года, побудили страховые компании переводить средства из банковских векселей в категорию «прочие активы». «Из 100% банковских векселей в эту категорию перешло 24% ценных бумаг. Эти действия указывают на недостаточную надежность бумаг, в которые страховщики порой размещают свои резервы и собственные средства», – прокомментировал ситуацию глава Росстрахнадзора. Он считает, что, объединив усилия двух ведомств, легче будет контролировать структуру и качество активов, а значит, и платежеспособность страховщиков.
Как будет осуществляться контроль над рынком в период реорганизации и что будет с планами ФССН, пока неясно. В этом году ведомство планировало сделать основной акцент на проверке финансовой отчетности страховщиков, с февраля-марта предполагалось применять для этих целей разработанную ведомством риск-ориентированную модель оценки. Предполагалось также внедрять новую систему отчетности в электронном виде, в конце прошлого года эта система прошла успешную «обкатку».
На очереди принятие целого ряда нормативных актов, регулирующих деятельность страховщиков. Уже подготовлены три из четырех документов, регламентирующих процедуру банкротства страховщиков и введение временной администрации в компаниях. Достигнута договоренность с Минфином о внесении изменений в приказы о резервах и активах страховых компаний, которые, по словам Александра Коваля, с 1 июля должны вступить в силу. Кто и как будет контролировать исполнение приказов?