Российский опыт: расставляем все точки над "i" в прямом страховании
24.03.11
Прямое страхование появилось в Великобритании в 1985 г., а в Россию пришло в 2003 г. За восемь лет существования этого канала продаж у экспертов, страховщиков и клиентов сложились определенные стереотипы и представления о директ-страховании. В этом кратком обзоре я попытаюсь расставить точки над i и честно рассказать об этом канале продаж.
Ниже – основные устоявшиеся представления, и мои комментарии к ним. Некоторые из этих представлений я считаю просто мифами.
несколько лет аналитики и сами компании прямого страхования предсказывают бурный рост популярности этого канала продаж в России. Данный прогноз пока не оправдался. По нашим подсчетам, в 2010 г. доля прямых продаж в совокупных сборах страховщиков по розничному страхованию составила всего 0,34%. Такой результат – не показатель бурного развития за восемь лет.
Все попытки стимулировать в России рост прямого страхования сводятся на нет законодательными ограничениями – необходимостью документарной формы полиса и платежного документа, осмотра автомобиля при заключении договора каско и т. д.
Компании, занимающиеся только прямым страхованием, называют своим преимуществом заключение договоров без посредников, агентов и вне офиса. Но менеджер офисных продаж или страховой агент фактически нашел клиента, рассказал ему все детали и тонкости продукта, попил с клиентом чаю, пожал ему руку… Ведь страхование – это продукт пассивного спроса, и его нужно донести до клиента в прямом и переносном смысле. Именно за это классические страховщики с удовольствием платят комиссию агенту.
Директ-страховщикам, не имеющим этих преимуществ, нужно решить сразу две задачи: рассказать о существовании бренда и донести до клиента определенную эмоцию. Рекламные затраты на эти цели существенно выше, чем на содержание агентской и офисной сети.
Пусть акционеры компаний прямого страхования посмотрят в свои цифры: сколько они тратят на продвижение, какая у компаний убыточность и каков уровень расходов на ведение дела. После этого давайте спросим у этих акционеров: сколько еще они готовы платить?
В какой-то степени – да. На этапе продаж прямой канал удобнее и проще. Но что собственно составляет суть страхования? При страховом случае прямой страховщик должен возместить убыток с использованием тех же процессов, что и классические страховщики. Прямое страхование экономит время при заключении договора, но не обеспечивает весь необходимый сервис в дальнейшем.
Современные прямые страховщики выучили только программу первого класса начальной школы. Действительно, в Великобритании директ начинался с автострахования. Современная страховая индустрия в прямом канале представляет все розничные продукты.
Вы знаете как минимум две классические страховые компании, которые успешно развивают директ-направление. Обе они уже входят в пятерку лидеров рынка прямого страхования по объемам сборов.
Конечно, прямое страхование будет активно развиваться, и мы уделяем этому каналу очень большое внимание. Мы верим в прямое страхование и как в канал продаж, и как в канал привлечения и качественного обслуживания клиентов. Качество обслуживания клиентов в Интернете и особенно в социальных медиа, наверное, даже важнее, чем в других каналах реализации продуктов. Но этой теме я посвящу следующую свою заметку.