Широкий шаг навстречу страхователям - Россия
26.06.12
Верховный суд может распространить на страхование закон о защите прав потребителей. Практика безнаказанности при неправомерных отказах страховщиков в выплатах, их занижении и затягивании скоро может уйти в прошлое.
Пленум Верховного суда РФ обсудил проект своего постановления, которое распространяет действие закона о защите прав потребителей на страхование в части, не урегулированной специальными страховыми законами. Проект может быть утвержден уже этим летом.
участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например... договор страхования как личного, так и имущественного...), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами», – говорится в проекте постановления.
По мнению страховых юристов, из текста документа следует, что в результате страхователи – физические лица смогут:
Подавать иски к страховщикам в суд по своему месту жительства, а не по месту регистрации страховой компании.
Не платить госпошлину.
Требовать со страховщика возмещения морального вреда.
Кроме того, если страховщик проиграет суд, он дополнительно заплатит в бюджет штраф в размере 50% от взысканной судом суммы, считает старший партнер адвокатского бюро «Фогельсон, Юнусов и партнеры» Юрий Фогельсон.
Постановление Пленума Верховного суда является для нижестоящих судов лишь рекомендательным. Тем не менее, занятая Верховным судом в 2008 г. принципиально иная позиция привела к тому, что сейчас суды при рассмотрении страховых споров, как правило, не применяют закон о защите прав потребителей.
В результате сегодня у клиента страховой компании практически нет эффективных способов борьбы с недобросовестностью страховщика. В случае несогласия с размером выплаты, отказом в ней или задержкой он может обратиться в суд. Если суд вынесет решение в его пользу (а на судебную тяжбу уходит обычно около полугода), клиент получит лишь причитающуюся ему выплату и крошечную неустойку. Клиент также может пожаловаться на страховщика в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), выполняющую функции страхового надзора. Однако споры о размере выплаты ФСФР решить не в состоянии. Признание же жалобы клиента обоснованной в других случаях все равно не увеличит взыскиваемую со страховщика сумму.
Принятие нового постановления Пленума Верховного суда исправит это положение. Возможность обратиться в суд по месту жительства и отсутствие необходимости платить госпошлину существенно облегчат обращение страхователя в суд. Штрафы же заставят многих страховщиков пересмотреть свою выплатную политику.
Юристы поддерживают эту позицию Верховного суда и отмечают, что она давно назрела.
По мнению старшего партнера «ЛексФинанс Груп» Кирилла Гацалова, постановление может сильно изменить поведение страховщиков по отношению к страхователям. В частности, оно заставит многих из них пересмотреть политику отказов и усилить работу по досудебному урегулированию претензий клиентов.