Снится ли "рокот космодрома" страховым компаниям?
30.04.09
Украина - одна из стран, которая ведет активную политику в сфере космических технологий, а также осуществляет кооперацию с другими странами. Мы поставщики различных узлов и агрегатов для космической отрасли многих стран, и страхование космических рисков из ранее неперспективной области страхования, сегодня превращается в необходимый аспект существования каждого космического аппарата.
Возможно, сейчас космическая отрасль и не приносит значительных поступлений в бюджет Украины, а скорее вызывает значительный отток, но эта отрасль выделена как одна из наиболее
перспективных отраслей развития Украины как космического государства. На сегодняшний день Украина сотрудничает с различными странами в области осуществления запусков спутников и доставки грузов на орбиту. Прекрасная научно-техническая база позволяет нашей стране разрабатывать свои собственные космические проекты, однако скованность в денежном аспекте все еще сдерживает Украину от полноценного участия в освоении космоса.
По мировым стандартам – осуществление запусков различных РН требует очень больших финансовых затрат, в то время как надежность РН и оборудования всегда меньше 100%. Поскольку Украина является поставщиком различных узлов и агрегатов для космической отрасли многих стран - то страхование космических рисков из ранее неперспективной области страхования, сегодня превращается в необходимый аспект существования каждого космического аппарата. СК видят в этом перспективное направление развития своего бизнеса и диверсификации своего участия в государственных и негосударственных программах.
Для начала, немного истории из космического страхования. Самым первым полисом в этой сфере был «Интелсат-1» - страховой полис от корпорации спутниковой связи Comsat в 1965 году. Он гарантировал страхование объекта до момента старта на сумму в 5 млн. долларов, а лимит ответственности перед третьими лицами составил 25 млн. долларов. После это случая в 1968 году компания продолжила страхование различных космических проектов, чем положила старт страхования рисков в этой области. Если рассмотреть разрез страховых объемов в области космического страхования – то он будет приблизительно таким:
1994г – 500 млн. долларов
1996г – 730 млн. долларов
1997г – 900 млн. долларов
1998г – 1 млрд. долларов
1999г – 1,3 млрд. долларов
С 1998 года все запуски и космические аппараты подлежат обязательной страховке. На сегодняшний день объемы страховых отчислений составляют не один, а несколько миллиардов долларов и растут ежегодно. Возможность участия украинских СК в космических проектах лимитируется только финансовыми возможностями и международной репутацией. Что же поделать – серьезные рынки обязывают присутствие только очень серьезных и состоятельных игроков.
Космическая деятельность в Украине осуществляется согласно закону Украины «О космической деятельности» от 15 ноября 1996 года N502/96-ВР (в редакции Законов Украины N1559-III от 16.03.2000 г., N3370-IV от 19.01.2006 г.), который полностью описывает и регламентирует все хозяйственные и правовые отношения в области космической деятельности.
В свою очередь, обязательное страхование космической отрасли осуществляется на основании закона Украины «О страховании» (Раздел 1 «Общие положения», статья 7 «Виды обязательного страхования», пункты 22-25.
Ставка в страховании ИСЗ отличается от величины орбиты. Так для геостационарной орбиты она составляет 15-20%, 12-20% для низких орбит, 6-12% для страхования фазы запуска ИСЗ, а страхование уже функционирующего ИСЗ обойдется всего в 1,5-2,5% в год. СК тщательно собирают статистику запусков тех или иных РН, поэтому ставки страхования сугубо индивидуально рассчитываются под каждый проект и зависят, в первую очередь, от типа РН, количества и качества оборудования, места запуска и т.д.
Сегодня страхованию подлежат такие риски:
запуск РН – авария при начальной траектории полета, вывод спутника в точку, которая отличается от расчетной, неудачное отделение спутника от РН, ущерб, который был нанесен пусковым строениям и экологический ущерб, причиненный запуском при старте
эксплуатация космического аппарата на орбите – любой отказ полезной нагрузки;
подготовка к запуску РН – любые повреждения, связанные с фазой подготовки к запуску, в т.ч. повреждения при доставке оборудования и т.п.
политические риски – возможный срыв договоренностей и сроков запуска одной из сторон-участниц (такие договоры подписываются в рамках международных финансовых институтов)
На сегодняшний день, Украина является ключевым звеном в сотрудничестве в проекте Sea Launch (Морской старт), наряду с американской компанией «Boeing» и норвежской компанией «Кварнер», что подчеркивает важность сотрудничества в области космических технологий для совместного освоения космического пространства между двумя государствами. На данный момент Украина имеет в своих разработках серию РН «Циклон», «Зенит», а также РН «Маяк» и «Днепр», космические аппараты «Сич», «Лыбидь» и другие. Страховые компании, которые преодолеют трудности финансовых неурядиц сегодня – смогут поучаствовать в страховании космической программы при условии ее интенсивного развития в будущем.
Крупнейшими компаниями, занимающимися страхованием космической деятельности во всем мире, являются страховая группа Munich Re Co. (Германия), Swiss Re Co. (Швейцария), AXA, Marsh S.A. (Франция), “Мегарусс”, ОСАО “Ингосстрах”, ОАО “Восточно-Европейское Страховое Агентство”, ОАО “Военно- страховая компания”, СК “Русский Страховой Центр” (Россия), AGF, SCOR, La Reunion Spatiale, HISCOX, USAU (США), Brockbank Insurance Services Inc., , Lloyd`s Syndicates, GAUM, ASE, Marham, Marsh (Великобритания), SATEC, Assicurazioni Generali (Италия) и др.
Справка:
Расшифровка пунктов:
22 страхование объектов космической деятельности (наземная инфраструктура), перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины по предоставлению Национального космического агентства Украины;
23 страхование гражданской ответственности субъектов космической деятельности;
24 страхования объектов космической деятельности (космическая инфраструктура), которые являются собственностью Украины, относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве;
25 страхование ответственности относительно рисков, связанных с подготовкой к запуску космической техники на космодроме, запуском и эксплуатацией ее в космическом пространстве;