Никто не может быть на все сто уверен, что на пути в дальние страны его чемодан или сумка не пропадут, не станут добычей воров или не испортятся вместе с вещами из-за халатности перевозчика. Особенно шаткой такая уверенность становится на пути в ближние Крым или Карпаты. Однако, популярностью багажное страхование до сих пор не пользуется. По оценкам, только каждый 100 турист решает оплатить подобную услугу. Оно и понятно – ведь насущные неприятности страховые компании компенсировать не торопятся.
туристического и сопутствующего багажного страхования на сентябрь 2008 г считались компании «Профессиональная защита», «ИНГО-Украина», «Эталон», «Страховые традиции», «Универсальная». Как выяснил корреспондент «Простобанк Консалтинг», большинство отечественных СК предлагают практически идентичные, и довольно скромные по содержанию страховки багажа.
Они продаются вместе с обязательным страхованием медицинских расходов и от несчастного случая туристов и выезжающих за рубеж.У некоторых компаний страхование багажа выделено в отдельную программу, у других включено в программы юридического или административного ассистанса. Страховая сумма, как правило, не превышает 3000 USD, тариф варьируется в пределах 0,5-1% от неё.
Согласно условий договора, СК возмещает путешественнику потери, причиненные порчей его чемодана или сумки из-за:
пожара;
удара молнии;
стихийных бедствий (бури, проливных дождей, наводнений и т.п.);
кражи багажа.
Некоторые СК, например «Вексель» или страховая группа «ТАС», соглашаются страховать потерю багажа, за исключением случаев, когда причиной потери стала явная неосторожность клиента.
Большинство компаний принимают на себя риск задержки багажа по вине перевозчика. Страховщик обязуется компенсировать путешественнику, чей чемодан «застрял в дороге», непредвиденные затраты, связанные с покупкой временно недоступных необходимых предметов – зубной щетки, полотенца, etc. Например, в «Европейском туристическом страховании» готовы компенсировать клиенту, оказавшемуся без багажа, не более 10% от страховой суммы, и только при условии задержки чемоданов более чем на 6 часов.
В компании «НОВА» по программе административного и юридического ассистанса, клиент может рассчитывать на 20 EUR за каждый час задержки багажа, но в пределах 100 EUR. Эта компенсация выплачивается при условии, что багаж задерживается на 4 часа и более.
А вот другие насущные проблемы, с которыми сталкиваются украинские путешественники, страховщики покрывать отказываются. Так, многие из авиапассажиров, путешествующих через аэропорт Борисполь, знают не понаслышке о причине дурной славы воздушных ворот Украины. Сданные в багажное отделение чемоданы пропадают или доходят до пассажиров в испорченном виде, из сумок исчезают ценные и не очень предметы.
В некоторых случаях, страховщик может «отфутболить» клиента даже при явном страховом событии. Для этого в договорах предусмотрены многочисленные «ловушки», которыми может воспользоваться отдел урегулирования убытков СК, чтобы не платить возмещение. Например, «Страховые традиции» не покрывают ущерб, нанесенный вредителями (например, грызунами), или жидкостями, включая кислоты, краски, аэрозоли, лекарства. То есть, если при перевозке сумку прогрызет мышь из багажного отсека, или если чемодан случайно обольют краской, то компенсировать ущерб копания не станет.
В программе компании «Европейское туристическое страхование» застрахованным считается только багаж, переданный под ответственность перевозчика, оставленный в камерах хранения, находящийся в закрытых номерах отелей (пансионатов), закрытом и оборудованном сигнализацией транспортном средстве, или же «является ручной кладью при путешествии в составе туристической группы транспортным средством перевозчика».
К примеру, последний пункт означает, что кража рюкзака в Венском метро или Пражском трамвае страховым событием не считается. Перечислять такие примеры можно до бесконечности, благо фантазия наших страховщиков не знает предела. Тогда как стандартными и обоснованными исключениями из страховых событий считается ущерб, нанесенный чемоданам при:
Конфискации, реквизиции, аресте или уничтожении по распоряжению госорганов.
Намеренных действиях или грубой неосторожности клиента.
Естественном износе или ухудшении качества.
Поэтому, эксперты рекомендуют клиентам, которые все-таки убедились в важности страхования багажа:
Внимательно читать договор перед подписанием, каждое исключение из страховых событий «примерять» на себя, и не платить за полис, который по вашему мнению не станет подмогой в явном страховом событии, а попросту помогает СК и туроператорам «выкачивать деньги» из наивных украинцев.
Перспективный вид
Страхование багажа является довольно прибыльным сегментом - уровень выплат по нему не достигает и 30%. Для сравнения, в автостраховании СК компенсируют клиентам порядка 50% от привлеченных премий, в медицинском страховании – более 70%. И даже на таких прибыльных показателях СК все-таки пытаются «ужать» каждую копеечку. Для этих целей они пускаются в небольшие хитрости - «втюхивают» страхование багажа вместе с обязательным страхованием здоровья туристов.
Напомним, что по закону «О туризме» туроператор или турфирма должны обеспечить каждого клиента обязательным страхованием медицинских расходов и страхованием от несчастного случая. Ни о каком обязательном страховании багажа речь в отечественных законах пока что не идет. По информации корреспондента «Простобанк Консалтинг», с лета 2008 г ряд туроператоров и СК начали продавать туристам полисы страхования, в которых вместе с медицинской программой предусмотрено и страхование багажа.
При этом, турфирма не утруждает себя рассказать клиенту, за что тот платит. То есть, турист узнает о том, что покупает, только получив на руки свой турпакет, включающий ваучер, авиабилеты и страховку. Конечно, переплачивают туристы не много – порядка 10-20 грн за неделю отдыха. Но сам факт таких «слепых продаж» делает не лучшую рекомендацию предприимчивым туроператорам и СК, среди которых, к примеру, такие видные игроки отрасли, как RainbowTours и «Европейское туристическое страхование».