Страхование от стихийных бедствий принимает обязательный характер
08.08.08
По предварительным подсчетам, ущерб от наводнения оценивается более чем в 800 миллионов долларов. Понятное дело, такая сумма не по карману украинскому государству. Иной вариант – если бы имущество жителей Западной Украины было застраховано, выплаты легли бы на плечи страховых компаний. Но, к сожалению, по мнению самих же страховщиков, из заявленных убытков от стихии объем застрахованного имущества не превышает 1%.
Импульс или повод?
Вариант страхования рассматривают и на высоком государственном уровне. В частности, в связи с масштабными
последствиями наводнения Президент Украины Виктор Ющенко высказался за внедрение эффективной системы страхования на случай стихийного бедствия. Глава государства обратил особое внимание на то, что сегодня ликвидация последствий катастрофы в Украине осуществляется лишь средствами государственного бюджета, а других источников финансирования нет.
Тем не менее, по мнению международных экспертов, чтобы любая страна могла эффективнее справляться с подобными бедствиями, ей следует создавать такую обстановку, которая будет способствовать расцвету индустрии частного страхования. Так, к примеру, в США еще в 1968 году была принята Национальная программа страхования от наводнений. Она сделала обязательной покупку страховки теми, кто финансирует строительство или модернизацию зданий, расположенных в областях, находящихся в зоне возможных наводнений.
Говорили о создании национальной системы страхования от стихийного бедствия и в соседней Румынии. К этому их подтолкнули повторяющиеся ежегодно наводнения. Теоретически коммерческие страховые компании, получив соответствующие государственные лицензии, должны создать некое общество – перестраховочную компанию, специализирующуюся на покрытии рисков стихийных бедствий. В результате граждан Румынии ожидало обязательное страхование от наводнений, землетрясений и оползней. Минимальная страховая сумма составляет 20 тыс. евро при минимальной стоимости полиса 20 евро.
Например, летом 2007 года на Великобританию обрушились длительные ливни, приведшие в последствии к катастрофическому наводнению. Тогда убытки были оценены в $7,2 млрд, из которых $4,8 млрд возместили страховщики. В апреле того же года в США шторм с ветрами, градом и наводнениями принес убытки в $2 млрд, а страховые возмещения были в размере 1,6 млрд. Лесные пожары в Калифорнии (октябрь 2007-го) нанесли $2-миллиардный ущерб, страховые возмещения составили $1,1 млрд».
По данным Лиги страховых организаций, природные катаклизмы характерны для Украины, но вот цифры страховых выплат у нас далеки от вышеуказанных. Например, в 2006 году убытки от чрезвычайных ситуаций составили 426 млн грн (техногенного характера – приблизительно 98 млн грн, природного – свыше 328 млн грн). В 2007-м ЧП нанесли нашей экономике и населению ущерб в размере свыше 825 млн грн (техногенного характера – свыше 153 млн грн, природного – более 672 млн грн).
При этом отечественными страховщиками в 2007 году возмещено лишь 237,6 млн грн, а это 20% прямых убытков. Вот и получается, что в развитых странах мира в структуре расходов на возмещение убытков от природных катастроф на страховую отрасль приходится 60–85%, а в Украине же этот показатель в четыре раза меньше. Эксперты объясняют такую разницу высокой страховой культурой населения развитых стран, которая мотивируется некими законодательными нормами об обязательности страхования. По крайней мере, так происходит во Франции, Испании и других странах ЕС.
«Главред» решил провести собственное расследование, готова ли Украина задуматься о завтрашнем дне, опросив крупные страховые компании Украины. Оказалось, что, по их мнению, такой вид, как страхование от стихийного бедствия, можно сделать обязательным, но без поддержки государства никак не обойтись.
Эффективную систему страхования строений не только от глобальных стихийных бедствий, но и от пожаров, локальных стихийных явлений природы (град, ураган, ливневые дожди, снегопады и прочие) для страхователей в достаточной мере может обеспечить обязательное страхование. Так считает Людмила Кошель, директор департамента менеджмента продуктов и оперативного андеррайтинга компании «Оранта».
При этом некоторые управленцы считают, что заявления об обязательном страховании – не более чем декларации. В частности, так думает Дмитрий Калишевский. На то у него есть несколько аргументов.
Вот и получается, что, с одной стороны, решающую роль играет отсутствие финансов, а с другой – устоявшийся менталитет: что бы ни случилось, за все в ответе государство.
А перспективы обязательного страхования от стихийного бедствия еще и размыты, потому как в сельской местности отсутствуют филиалы крупных страховых компаний. Они, как правило, дальше областных центров или же, в крайнем случае, городов с численностью больше 100 тысяч человек, идти не хотят. В глубинке попросту работать невыгодно. Да, есть одна или две компании, которые представлены в районных центрах, и им нет альтернативы. К тому же они часто приближены либо к местным администрациям, либо к милиции или пожарной службе.
Какие именно? Первое и главное – ввести обязательное страхование от огня и стихийных явлений. Этот шаг, в первую очередь, позволит уменьшить расходы государства на возмещение убытков, а также усовершенствует систему социальной защиты населения. Названы даже несколько параметров введения такого обязательного страхования. Второе – минимальная страховая сумма, в зависимости от региона и состояния сооружения, должна составлять 50–100 тысяч гривен. Третье – минимальная сумма расходов для населения – страховой тариф – 0,2–0,3%, или 8–25 гривен в месяц. И четвертое: работоспособное население платит страховые платежи самостоятельно, а за инвалидов, ветеранов и работников бюджетной сферы – государство.
Кроме этого, страховщики предлагают ввести обязательное страхование автодорог, мостов, тоннелей и иной транспортной инфраструктуры на случай техногенной аварии и природной катастрофы. А если кто-то вдруг вспомнит о таком виде обязательного страхования, как страхование линий электропередач, то стоит заметить, что, несмотря на наличие такого в Законе Украины «О страховании», вот уже 7 лет нет постановления Кабинета Министров Украины о порядке его осуществления.
В идеале, похоже, мысли об обязательном страховании объединяют многих отечественных страховщиков. Хотя реальные цифры говорят совсем о другом.
И именно реальная картина на рынке страхования объясняется низким уровнем доходов украинцев. А в Западной Украине, особенно в сельской местности, доходы ниже, чем в среднем по стране. Там вопрос «Куда потратить деньги: застраховать двор, скотину, сельхозугодия или купить колбасы, канистру бензина, собрать детей в школу?» – бессмысленный.
Вот и получается, что в Украине невозможно, по крайней мере на этом этапе, сделать страхование от стихийных бедствий обязательным. Единственный вариант – его можно активно пропагандировать. Хотя, как полагают эксперты, все равно люди будут продолжать строить на равнинных местностях, подверженных затоплению, ведь в случае стихии государство и различные международные организации придут на помощь. А как же иначе?