Страхование пассажиров - украинские реалии
30.01.13
В маршрутках, особенно курсирующих между городами, гибнут люди. Каждую неделю новости по телевидению похожи на сводки с боевых действий. Кто возмещает ущерб пострадавшим? Когда государство, из нашего с Вами кармана, а когда и никто! Этa тема поднималась уже много лет назад на телевидении. "Но собака лает, а караван идёт!" А последний случай повышения сумм выплат при несчастном случае на транспорте превратили в рекламную компанию профильного министерства.
В чем заключается наша уникальность? Ну, конечно, не по лучшим достижениям, а по самым худшим. Дело в том, мы единственная страна
в мире, которая страхует пассажиров от несчастного случая на транспорте в нарушение даже собственных законов, поскольку не выдаётся страхователю полис, как этого требует Закон Украины "О страховании", пассажир не подписывает его и не ознакамливается с правилами страхования. Полис выдают инкогнито, фантомно, при покупке билета на транспорт, при этом наши граждане и не догадываются, что застрахованы и не требуют возмещения при происшествиях в дороге. А какие доходы получают при этом страховые компании не трудно догадаться.
Это настоящая коррупция, поскольку пассажиров на железной дороге страхует монополист. А Антимонопольный комитет Украины молчит и как-будто не видит ничего. Позже к этому виду страхования присоединилась компания "Украинский страховой дом".
Страхование ж/д путешественников оказывается сверх прибыльным бизнесом в Украине.
А как реализуется защита пассажиров в развитых странах? Прежде всего, введением обязательного страхования ответственности перевозчика. Не имеешь страховку, не получишь лицензию на право осуществлять перевозку пассажиров. Россия была предпоследней страной, которая перешла на этот принцип защиты пассажиров.
А ведь эту проблему КМУ уже поднимал в 2006 году. Но "оранжевым" министром наоборот был создан аффилированный агент при железной дороге. Уже тогда нужно было наводить порядок в этих вопросах, и все профессиональные объединения страхового рынка обращались к правительству навести порядок в этих обязательных видах страхования, которые стали кормушкой для некоторых чиновников при власти.
Недавно я побывал в Израиле. Что поразило в свете сказанного? Очень жесткая рекламентация и доступ к перевозкам пассажиров. Например, все таксисты проходят подготовку в специальных центрах в течение года, потом сдают экзамен и получают лицензию на право перевозки пассажиров. Стоимость лицензии 164 тыс. шекелей, примерно, $41 тыс. Автомобиль марки "Мерседес-Бенц" с дизельным двигателем объемом 2,2 куб. см таксист может купить за 160 тыс. шекелей, хотя в салоне он стоит 300 тыс. шекелей. Государство заботится о своих гражданах и поддерживает бизнес таксистов, однако требует от них выполнения строгих законов. У нас любой владелец "копейки", которой более 30 лет, без всякой лицензий и затрат может возить пассажиров, подвергая их опасности.
Итак, мы остались единственной в мире страной, где вот так защищают жизнь и здоровье пассажиров. Когда же мы наведем порядок при перевозках наших граждан? Поставление КМУ, которое было введено ещё Павлом Лазаренко в 1996 году, удобно для наших чиновников, несмотря на его абсурдность и заангажированность. Чиновников вполне устраивает такое состояние и удовлетворение их потребностей.