Страхование российских аграриев: Субсидии, задолженность и ущерб от "Агропромстраха"
09.02.17
Российские агростраховщики призывают предпринять все усилия для решения проблемы с задолженностью по субсидиям. О том, ждать ли рынку агрострахования субсидий в 2017 г. и в каком размере, как привлечь к страхованию небольшие агрофирмы, а также много ли на рынке осталось схем, рассказал президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов.
– Как Вы оцениваете ситуацию с выделением госсубсидий по сельхозстрахованию с господдержкой на 2017 г.?
– Ситуацию с госсубсидиями оптимистичной не назовёшь. В бюджете на 2016 год при осенней корректировке закона о
бюджете сумма субсидий на поддержку страхования серьезно сокращена. Сокращение коснулось не только страхования, но и ряда очень значимых сегментов, где предполагался гораздо больший объем субсидирования. Это скорее политическое решение, затронувшее и инвестиционное кредитование, и субсидирование краткосрочных кредитов, особенно востребованных у аграриев.
Одновременно при формировании бюджета на 2017 год произошел переход к так называемой «единой субсидии» - ряд направлений субсидирования, включая господдержку страхования, объединен в единую статью. При этом в сумме объем господдержки по этой «единой субсидии» сокращен на 20%. Самым активными способами мы добиваемся расчета по задолженности по субсидиям за 2016 г., возникшей при сокращении бюджета. В течение последних двух месяцев НСА предпринимал все возможные усилия для решения этой проблемы. Нас поддерживают союзы сельхозтоваропроизводителей и ключевые аграрные регионы, в лице местных органов АПК и даже руководства. В результате губернаторы трех субъектов РФ (Ставропольского края, Белгородской и Самарской областей) обратились непосредственно к Председателю Правительства России с просьбой вернуться к рассмотрению возможности исполнения обязательств по субсидиям 2016 г. и изменений субсидирования агрострахования на 2017 г. в сторону увеличения.
НСА провел интенсивные консультации и совещания с Минсельхозом , Минфином и Аппаратом Правительства. Практически на всех уровнях нам удалось достичь понимания, что проблема со сформированной задолженностью по субсидиям должна быть решена. Говоря о задолженности, мы имеем в виду не только то, что показывают местные минсельхозы в своих отчетах. НСА считает, что в состав обязательств должны включаться все заключенные на условиях господдержки договоры страхования агрорисков, по которым уплачена первая часть страховой премии, вне зависимости от того, приняты они региональным органом АПК на субсидирование или еще нет. И к рассмотрению, соответственно, должна быть принята вся сумма задолженности. По этому вопросу очень значимую поддержку НСА оказали ЦБ РФ, Комитеты Госдумы по финансовым рынкам и аграрной политике, за что мы очень благодарны главам Комитетов – депутатам Анатолию Аксаковуи Владимиру Кашину.
Однако даже в результате этих объединённых усилий поправки в бюджет 2017 года приняты не были. Сейчас стоит вопрос о том, как должно быть обеспечено погашение задолженности государства по оплате договоров за 2016 год, и как будет организовано субсидирование агрострахования в 17-м году. 12 декабря состоялось совещание по вопросам субсидирования в аграрном секторе у первого замминистра сельского хозяйства Д. Хатуова, где было обещано, что вопрос о необходимости исполнения обязательств по агрострахованию будет решаться в ключевых аграрных регионах. Это важный момент, который даёт надежду на исправление ситуации.
– Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы этого вида страхования в 2017 г.?
– НСА рассматривает развитие агрострахования по двум направлениям. Первое мы уже обсудили. Это совершенствование порядка субсидирования страховых взносов в новых условиях. Второе направление связано с внесением изменений в закон о господдержке агрострахования. Мы уже разработали и представили текст изменений. Надеемся, что они будут рассмотрены в начале будущего года. По ряду принципиальных вопросов достигнуто согласие всех ключевых участников процесса: Минсельхоза, Минфина, страхового сообщества. Целью изменений является повышение интереса к страхованию со стороны аграриев. Этого можно добиться за счет расширения страховых программ и, собственно, линейки продуктов.
Пока в законе присутствуют две программы – одна общая для страхования растений, вторая для животноводства. Мы хотим разработать в рамках этих уже существующих укрупнённых программ ряд подпрограмм, которые могли бы сделать страхование более доступным по цене. В рамках действующего закона цену можно регулировать с помощью франшизы и размера покрытия, мы хотим сделать это регулирование более гибким.
Кроме того, необходимо упростить договор страхования, сделать его более прозрачным, более понятным для страхователя. Для этого НСА предлагает полностью отменить порог гибели урожая для признания наступления страхового случая, расширить диапазон доступных франшиз и страховых сумм, увеличить господдержку для программ с минимальным страховым покрытием.
Также планируем начать обсуждение возможностей по изменению подхода к страхованию аграрных рисков с господдержкой переходу к большей диверсификации. Например, возможности применения элементов индексного страхования. Но внедрение существенных инноваций, на наш взгляд, должно происходить только в виде пилотных проектов в отдельных регионах, как оно обычно стартует в мировой практике.
– Планирует ли НСА создавать новые продукты для малого и среднего бизнеса?
– Многие регионы заинтересованы в привлечении к страхованию малых и средних крестьянских хозяйств, но у этой категории аграриев зачастую просто нет для этого денег. И это главная проблема. Для них, наверное, надо предусмотреть возможность уплаты менее 50% премии в качестве первого взноса и какие-то иные возможности по удешевлению страхования. Для этой цели и планируется создание недорогих страховых продуктов, которые расширят продуктовый ряд агрострахования.
– Примерно полгода назад Вы говорили, что одной из главных целей работы НСА на страховом рынке будет избавление агрострахования с господдержкой от схем. Как можете оценить результаты этой работы? Есть ли еще на этом рынке схемы, или они уже в прошлом?
– Про схемы я никогда не переставал говорить! Сегодня, наконец, можно сказать, что принципиально эта проблема решена. Во многом это произошло потому, что сейчас ответственность за систему агрострахования несет одно объединение агростраховщиков. Пока существовали два союза, компании, применявшие недозволенные методы, могли маневрировать, оставаясь на плаву: их исключали из одного союза – они шли в другой. Можно сказать, что с начала 2016 г. в основном рынок от схем освобождён. В этом есть главная заслуга принадлежит Банку России, который провёл колоссальную работу по очищению страхового сообщества.
Но полное избавление от схем – это длительный процесс. Необходимо менять ментальность сельхозтоваропроизводителей. Они не очень понимают сущность страхования и привыкли к пусть небольшим, но гарантированным деньгам, которые поступали к ним в результате схемного страхования. Когда сегодня компании предлагают аграриям реальное страхование с выплатой страхового возмещения по страховым событиям, они говорят: «А если опасных событий не произойдет, когда мы получим выплату? Верните нам то, как это было организовано раньше!». С этим предстоит долгая разъяснительная работа. И планы по упрощению и стандартизации договора страхования тоже направлены на привлечение крестьян к реальному страхованию.
– Недавно «Агропромстрах» был официально признан банкротом. Какие проблемы осталось еще решить в связи с работой на рынке этого союза прежде? Как оцениваете ущерб, который был причинен рынку «Агропромстрахом»?
– «Агропромстрах», прекратив своё существование, обязан был передать свои активы НСА, который получил статус единого объединения агростраховщиков. Это, прежде всего, относилось к средствам фонда компенсационных выплат. Кроме того, объединение должно было передать НСА всю документацию союза в соответствии с указанием Банка России и все информационные и статистические базы по агрострахованию с господдержкой, в электронном или бумажном виде. Ничего этого не произошло. Эта организация игнорировала требования законодательства в процессе своей деятельности и таким же образом поступила после банкротства.
В результате пострадали интересы страхователей-клиентов компаний «Агропромстраха», которые не смогут предъявлять требования по выплатам, причитавшимся со стороны страховщиков-банкротов, поскольку НСА не получил ни единого рубля средств компенсационного фонда. По существующим оценкам, основанным на данных официальной статистики Банка России, они должны были составлять примерно от 600 до 900 млн р. Об этом мы информируем все заинтересованные стороны. На самом деле, было грубейшей ошибкой создание в законе 260-ФЗ при его принятии в 2011 году самой возможности существования нескольких объединений агростраховщиков, и за эту ошибку сегодня приходится платить.
– Как Вы считаете, повысилась ли заинтересованность крупных страховщиков в агростраховании с господдержкой? Ранее некоторые из них заявляли, что не будут работать на этом рынке в силу его непрозрачности и большого количества схем на нем.
– Никто не вовлекает страховщиков в агрострахование насильно. Но наша отчетность показывает, что лидеры страхового рынка достаточно активно занимаются этими видами страхования. Это и Росгосстрах, и «РСХБ страхование», и «АльфаСтрахование», и другие крупные компании. В 2016 году к НСА присоединилась новая компания с федеральным брендом - «Сбербанк Страхование». Есть две компании, которые еще до перехода к единой централизованной системе официально заявили, что отказываются от страхования урожая: «Ингосстрах» и «Альянс». На самом деле, проблем в агростраховании даже меньше, чем в ОСАГО. Прозрачность создаёт компания, а не рынок или страхователь. Только страховщики могут сделать рынок прозрачным, категорически отказывая аграриям в применении недозволенных методов.
– 5 декабря прошло совещание у Д.А. Медведева, на котором снова был поставлен вопрос о расширении применения агрострахования. Каких изменений вы ожидаете в связи с этим, и какие предложения конкретно будет подавать НСА?
– На моей памяти первые лица государства поднимают вопрос агрострахования далеко не первый раз . Тема постоянно находится в зоне повышенного внимания, и это объясняется простово всем мире агрострахование – это стратетгическая задача, которую под силу решить только на государственном уровне. Данное поручение врасплох не застало: оно означает, что правительство подчеркивает - несмотря на ситуативное урезание субсидий, , развиваться агрострахование должно и дальше. Наши планы это предусматривают – собственно, этому и посвящён наш сегодняшний разговор. Главный тезис заключается в том, что развитие агрострахования целиком и полностью зависит от долгосрочной линии государственной поддержки.