Страхование вслепую: опыт российских страховых компаний
03.12.10
С середины 2008 года до середины 2010 года доля пользователей услугами страхования в России снизилась с 42% до 29%, свидетельствует всероссийский опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА». При этом серьезно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний.
Как выяснили специалисты НАФИ, опросив 1600 человек в 140 населенных пунктах России, доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась среди наших
соотечественников с 4% до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (его планируют приобрести 4%, в то время как в 2008 году желающих было 10%), а также страхование от несчастных случаев (доля таких страхователей снизилась с 6% до 3%).
Сейчас страхование для большинства россиян – это полис ОСАГО на автомобиль. И то потому что без него ездить не разрешено. Как отмечал осенью президент Дмитрий Медведев, лишь этот сектор страхового рынка более-менее соответствует международному уровню. Там установлены приемлемые страховые премии и понятные правила игры. Что касается страхования имущества или жизни, то тут игра ведется в одни ворота. Страховщики мало того что задирают цены, так еще и часто манипулируют весьма размытыми положениями существующих законов. Президент подчеркивал, что известны случаи, когда даже при наличии договоров страхования многие объекты, пострадавшие от аварий и катастроф, пришлось восстанавливать за счет государства. Что уж говорить о физлицах.
По данным опроса НАФИ, 26% россиян не видят смысла в покупке страхового полиса. Мало того, доверие граждан снижается даже к страховым компаниям, являющимся лидерами по узнаваемости своих брендов. В отношении Росгосстраха и «Ингосстраха» доли лиц, доверяющих и не доверяющих этим компаниям, не изменились. А вот доля не доверяющих РОСНО выросла с 16% до 20% респондентов. Похожая ситуация с «Московской страховой компанией» и CO «Россия».
В рейтинговом агентстве «Эксперт РА» уверены: кризис оказал негативное влияние на ситуацию в страховой отрасли. Борясь за исчезающих клиентов, страховщики пустили в ход демпинг, в результате чего их прибыль снизилась, и, чтобы удержаться наплаву, они стали делать все возможное, чтобы сократить объем страховых выплат.
Третий популярный пример – страхование турпоездок. Тут тоже полно нюансов". Турагентство иногда пытается навязать страховой полис неизвестной страховой организации по завышенной цене с непонятным спектром услуг. Но даже если страховка вменяемая, есть риск не получить услугу. Так, в далекой африканской стране медицинских учреждений может вообще не оказаться, а тем более тех, кто будет оказывать медуслуги еще и по российской страховке.
Дворянчикова считает полезным также перед покупкой полиса прочитать отзывы о страховой компании в Интернете. Это неплохой способ получить представление о том, что ждет тебя в будущем.