Страхование залогового имущества: споры и конфликты
14.10.10
Последние несколько лет процесс страхования залогового имущества зачастую сопровождается конфликтными ситуациями, вызванными борьбой страховщиков за выгодные условия аккредитации в крупнейших банках. В противостояние даже пришлось вмешаться Антимонопольному комитету Украины, однако разрешение конфликтов, по мнению участников рынка, возможно только в случае принятия для банков и страховых компаний единых правил
Первым громким делом, касающимся тесных взаимоотношений банков и страховых компаний, стала история с Имэксбанком . За отказ в предоставлении информации о сотрудничестве с СК "Приморье" Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) еще в начале 2007 года возбудил в отношении банка дело, подозревая его в лоббизме страховой компании. Главная претензия недовольных клиентов заключалась в том, что выдавший кредит банк ограничивал их право выбора страховщика залогового имущества. За компанию с Имэксбанком АМКУ были проверены еще десять кредитных учреждений. До конца 2007 года АМКУ усмотрел признаки нарушения конкурентного законодательства в действиях шести связанных структур. После этого для контроля процесса аккредитации банками страховых компаний в АМКУ была создана рабочая группа, основной задачей которой стало недопущение нарушений принципов конкуренции на рынке финансовых услуг.
Новый виток дело получило в начале 2009 года. Лига страховых организаций Украины выступила с обвинениями банков в доведении страховых компаний до банкротства: по причине диктата кредитных учреждений страховщики вынуждены были отчислять в виде комиссионных до 65% собранных премий. Но адекватной реакции не последовало, так как у Нацбанка и Госфинуслуг для разрешения конфликта по существу не было соответствующих полномочий. Тогдашний глава Госфинуслуг Виктор Суслов заявил, что регулятор не имеет рычагов влияния на субъекты рынка: "Ни один государственный орган, кроме АМКУ, не располагает полномочиями, чтобы воздействовать на ситуацию".
По информации участников рынка, в прошлом году среди требований крупных банков по аккредитации страховых компаний были, в частности, пункты о размещении депозита на сумму до 35 млн грн и комиссионных вознаграждениях по автострахованию в размере 30% и по страхованию имущества – в размере 60%. По словам председателя правления СК "Укоопгарант" Виктора Луцюка, в ряде кредитных учреждений ставка комиссии по имущественному страхованию достигала 70%. А по подсчетам директора страхового брокера "Дедал" Ибрагима Габидулина, из 24,9 млрд грн дохода банков в IV квартале 2008 года 5,774 млрд грн пришлись на комиссионные СК.
Жалобы как страховщиков, так и страхователей привели к тому, что 29 апреля 2010 года АМКУ предписал пяти банкам обеспечить СК равные возможности для аккредитации. В список "неблагонадежных" были внесены Укрсоцбанк , УкрСиббанк , ПриватБанк , "Райффайзен Банк Аваль " и ОТП Банк . Все они выполнили рекомендации АМКУ, но в августе комитет инициировал расследование в отношении Укрсоцбанка, УкрСиббанка и ОТП Банка, а в середине сентября возбудил дело в отношении Альфа-банка по признакам злоупотребления монопольным положением на рынке организации страхования залогового имущества.
По словам первого заместителя председателя АМКУ Юрия Кравченко, в порядках, разработанных банками, установлены критерии отбора, которые могут рассматриваться как дискриминационные. В перечне условий аккредитации специалисты комитета выявили три спорных момента: требование оплатить агентское вознаграждение в размере выше рыночного, разместить в банке депозит или открыть расчетный счет, а также оплатить стоимость аудиторских услуг. В комитете недовольны тем, что банки ограничивают количество договоров, которые может заключить один страховщик с клиентами банка, а также требуют от СК получения аудиторских выводов у избранных компаний. Кроме того, у АМКУ вызывают вопросы требования банков относительно неограниченного срока рассмотрения заявок СК, права банка оценивать негативную деловую репутацию СК (без подтверждения судом) и разделять между СК различные виды страхования при наличии у компаний всех необходимых лицензий.
Отдельного совета АМКУ в мае удостоился Укрсоцбанк: учреждению рекомендовали снизить размер агентского вознаграждения до максимального уровня – 30%. По мнению ответственных лиц комитета, установленный уровень агентского вознаграждения может негативно влиять на платежеспособность страховщиков.
Впрочем, корпоративные конфликты банков и страховщиков характерны не только для Украины, но и для других стран с развивающейся экономикой – например, проблема аккредитации страховщиков при кредитных учреждениях недавно существовала в Российской Федерации. Там аккредитованные при банках страховщики в среднем по рынку предлагали полис КАСКО за 9,6% от стоимости приобретаемого в кредит автомобиля, притом что уровень цен в независимых СК составлял 6-7% от стоимости автомобиля. Но в 2009 году было утверждено постановление правительства РФ, закрепившее перечень критериев, которыми вправе руководствоваться банки при отборе СК. Согласно его положениям, они не могут оценивать страховщиков, исходя из формальных требований: размера уставного капитала, объема страховых премий, собственных средств или резервов. Эти показатели предписано использовать лишь косвенно при расчете относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность компании.
Способ решения конфликта между банками и СК предложили в Украинской федерации страхования. По мнению ее президента Александра Завады, страховщики и банки могли бы урегулировать возникшие противоречия путем подписания договора, определяющего единый механизм оценки платежеспособности с минимальными гарантиями уровня покрытия. В АМКУ поддержали инициативу господина Завады, и до декабря документ должен быть подготовлен, а к концу года – подписан.