Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Половинчатые усилия не приносят половинчатых успехов, они ничего не приносят"
Страхование

 


Страховые объединения

Страховщики хотят изменения правил применения санкций со стороны Госфинуслуг
27.08.10

Страховые компании намерены добиться от Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг пересмотра норм, регулирующих порядок применения чиновниками санкций на страховом рынке.

В частности, на минувшей неделе Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ) сообщила о сборе предложений от СК по изменению “Положения о применении Госфинуслуг мер воздействия” (распоряжение Госфинуслуг №125 от 13.11.03 г.).

Свои предложения по изменению процедур применения к СК санкций подготовила и Украинская федерация страхования
материалы в тему:
15.04.22
Банк SEB припинить обслуговувати платежі з РФ та Білорусі в країнах Балтії

15.04.22
В Україні заблокували виведення активів майже 7 тис. проросійських компаній

15.04.22
СОТ: війна РФ проти України може знизити зростання світової економіки на 1,3%

03.04.22
Сховати свої активи намагаються навіть ті російські олігархи, які не під санкціями - генпрокурор Адамс

03.04.22
YouControl створив інструмент для виявлення прихованих російських і білоруських активів
(УФС).

Подстраховались

Основная цель готовящихся изменений — добиться прозрачности применения санкций к СК со стороны Госфинуслуг, а также привести практику применения регулятором мер воздействия на страховом рынке к единым стандартам.

“Почему-то в аналогичных случаях одним СК останавливают действие лицензии, другие вызывают на серьезный разговор в Госкомиссию, а в отношении третьих проводят переговоры с акционерами. Кроме того, в некоторых случаях регулятор говорит, что ничего не может сделать с СК, так как дело находится в суде”, — описывает сложившуюся на рынке ситуацию Наталья Гудыма, президент ЛСОУ.

Более того, страховщики отмечают, что регулятор все чаще прибегает к остановке действия лицензии СК даже тогда, когда можно обойтись вынесением предписания по исправлению нарушений или применением штрафных санкций.

Собственно, страховщики намерены более четко прописать, какие санкции регулятор может применить в случае тех или иных нарушений со стороны СК. Действительно, сейчас распоряжение Госфинуслуг №125 предусматривает исчерпывающий перечень мер воздействия на СК.

Среди них — предписание по устранению нарушений, требование созыва внеочередного собрания участников финучреждения, штрафные санкции, приостановка и аннулирование лицензий, отстранение руководства компании, инициирование вопроса о ликвидации СК.

“Все меры воздействия прописаны, но если разобраться, то документ абсолютно не предусматривает норм, определяющих, какие нарушения к каким санкциям приводят. Сейчас же сложилась ситуация, когда любое нарушение может привести к аннулированию лицензии”, — говорит г-жа Гудыма.

При этом страховщики отмечают, что еще в 2008-2009 гг., когда на рынке назревали банкротства СК и на проблемные финучреждения поступали массовые жалобы клиентов, никто не принимал решений об остановке лицензий недобросовестных СК.

В то же время некоторые страховщики лишались лицензий только за то, что не выполнили какие-либо формальные требования регулятора.

По словам опрошенных экспертов, необходимо также уточнить все процессуальные сроки, в течение которых регулятор принимает решение о наказании страховщика, а СК имеет возможность либо устранить нарушение, либо оспорить решение госкомиссии.

“Это должно обеспечить баланс интересов и страховщика и регулятора. Нужно принять нормы, которые обеспечат предсказуемость действий регулятора”, — говорит Александр Завада, президент УФС. При этом страховщики хотят получить возможность знакомиться с выводами специалистов Госкомиссии еще до принятия решения о применении к СК мер воздействия.

В УФС пояснили, что если с самим актом о нарушении страховщик может ознакомиться, то далее процесс рассмотрения дела о нарушении чаще всего идет совершенно непрозрачно. Доходит до того, что порой СК может вообще только из пресс-релиза Госфинуслуг узнать о решениях, принятых в отношении нее Госкомиссией.

Изменением распоряжения Госфинуслуг №125 участники рынка хотят также минимизировать возможности чиновников принимать решения, руководствуясь “политической целесообразностью”. В частности, СК обеспокоены тем, что регулятор, защищая интересы страхователей, начал вмешиваться в судебные разбирательства между СК и клиентами.

“Регулятор должен не только выполнять задание по защите потребителей, но и не порождать своими действиями кризис”, — уверяет Александр Завада. Руководство УФС полагает, что в положении о применении мер воздействия должен быть четко прописан принцип, согласно которому регулятор применяет меры в отношении СК — от менее строгих к более строгим.

Это позволит компаниям исправлять незначительные нарушения в работе, не испытывая проблем, связанных с остановкой лицензий и уплатой крупных штрафов.

Опрошенные представители рынка уверены, что регулятору очень легко определить, когда СК злоупотребляет судебными спорами с клиентами для отказа в возмещении убытков страхователей, а когда действительно отстаивает свое законное право отказать в выплате.

Дело в том, что многие СК в большинстве случаев решают споры с клиентами без привлечения суда. Если же компания обращается в суд, велика вероятность того, что ее юристы действительно видят основания для отказа в выплате (например, отсутствие предусмотренного договором страхового случая).

Участники рынка полагают, что в подобных ситуациях регулятору не следует вмешиваться в судебный спор между клиентом-юрлицом и СК.

“Если же речь идет о том, что СК неплатежеспособна и поэтому не выплачивает деньги клиентам, то тут регулятор должен вмешиваться, останавливать действие лицензий страховщика и принимать другие меры”, — полагает г-н Завада.

В ЛСОУ, в свою очередь, считают, что нелишним было бы применение Госфинуслуг различных подходов при рассмотрении жалоб на СК со стороны юридических и физических лиц.

Дело в том, что юридические лица имеют больше возможностей отстаивать свои интересы в суде, и при возникновении споров, касающихся договоров страхования, для принятия решений нужен длительный промежуток времени. Если же речь идет о физлицах, то регулятору, вероятнее всего, следует учитывать не сами факты жалоб на СК, а их количественные и качественные показатели.

Жертва бдительности

jertva.jpg

Очевидно, что активизация попыток страхового рынка повлиять на политику регулятора вызвана жесткой позицией Госфинуслуг, которая добивается от СК безусловных выплат страхового возмещения. Напомним, что председатель Госфинуслуг Василий Волга неоднократно называл одним из основных достижений регулятора сокращение задолженности СК перед клиентами.

Цифры действительно свидетельствуют о том, что Госкомиссия ведет активную кампанию по обеспечению выплат клиентам страхового возмещения. По данным регулятора, в течение II квартала 2010 г. задолженность СК перед страхователями сократилась на 120 млн грн., что составляет 15% от суммы задолженности.

Причем методы влияния на СК действительно довольно жесткие. Примером может послужить ситуация с СК “Инкомстрах ”. Госфинуслуг сообщает, что в течение 2009 г. и первого квартала 2010 г. регулятор 9 раз фиксировал в СК нарушения в связи с нежеланием последней выполнять предписание регулятора осуществить страховую выплату. В итоге 21 мая 2010 г. Госфинуслуг остановила действие всех лицензий на осуществление страховой деятельности указанной СК. Согласно сообщению Госкомиссии, в сложившейся ситуации страховщику пришлось в срочном порядке осуществить страховые выплаты более чем на 250 тыс.грн. Лицензии СК “Инкомстрах” были восстановлены только 10 июня текущего года.

Впрочем, не стоит забывать о риске того, что не все заявленные клиентами убытки действительно подлежат возмещению. Таким образом, есть риск, что компании будут вынуждены платить даже тогда, когда не должны этого делать, что явно не улучшит их финансовое состояние.

Хотя участники рынка и приветствуют желание регулятора бороться с недобросовестными компаниями, тем не менее действия Госкомиссии часто вызывают критику.

Причиной последнего конфликта между рынком и регулятором стало решение Госфинуслуг от 05.08.10 г. о приостановлении действия лицензии АСК “ИНГО Украина ” на осуществление страховой деятельности по страхованию имущества.

Санкции регулятора были вызваны тем, что СК не пожелала выполнять предписание регулятора и выплачивать страховое возмещение ООО “Ньюко”. Отметим, что регулятор принял решение аннулировать лицензию СК “ИНГО Украина” в тот момент, когда страховщик и страхователь отстаивали свои позиции в суде, так как страховщик полагал, что предусмотренного договором страхового случая не было.

Руководство СК “ИНГО Украина” посчитало действия регулятора незаконными и заявило, что “вмешательство Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины в хозяйственный спор между АСК “ИНГО Украина” и ООО “Ньюко” по вопросу компенсации вреда в связи с имевшим место пожаром на объекте в Одессе, собственником которого является ООО “Ньюко”, препятствует осуществлению правосудия и ставит под сомнение объективность комиссии”.

В результате переговоров между СК “ИНГО Украина”, УФС и Госфинуслуг 12 августа был подписан меморандум, согласно которому страховщик в течение месяца должен в судебном или внесудебном порядке урегулировать конфликт с клиентом.

Регулятор же отменил решение о приостановлении действия лицензии СК. Также меморандум предусматривает, что в течение двух месяцев УФС совместно с Госфинуслуг должны подготовить изменения в порядок применения мер воздействия на СК в целях “повышения прозрачности и предсказуемости надзора”.

Жалуйтесь на здоровье

Интересно, что после подписания меморандума, 16 августа ЛСОУ обратилась к участникам рынка с предложением предоставить ей факты неправомерного применения санкций со стороны Госфинуслуг: “Лига обращается с просьбой предоставить информацию о безосновательных или неадекватных, по вашему мнению, мерах воздействия, которые применялись к вашей компании со стороны Госфинуслуг на протяжении последних шести месяцев”.

Согласно сообщению Лиги, полученные от участников рынка данные позволят обобщить практику применения Госфинуслуг санкций к страховщикам и предотвратить неадекватную реакцию регулятора на нарушения со стороны СК в будущем.

Не исключено, что страховщики постараются в ходе переговоров с регулятором развить успех, достигнутый СК “ИНГО Украина”, и добиться отмены ряда решений регулятора. 

По словам Василия Волги, председателя Госфинуслуг, анализ задолженности СК перед клиентами показывает, что примерно 20% ее, или около 200 млн грн., является спорной.


Юрий Гусев: Бизнес

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.