Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Если вы осознаете свои достоинства, то решения будут даваться вам легко"
Страхование

 


Обзор рынка страхования

Страховщики пакуют чемоданы
02.12.08

Страховой рынок начало лихорадить. Одна из главных причин — потеря компаниями направления банкострахования, которое на протяжении нескольких лет являлось одним из наиболее доходных каналов продаж. Антикризисное постановление Нацбанка, ограничившее выдачу валютных займов, острый дефицит СКВ на рынке и головокружительный рост ставок по кредитам практически полностью заморозили потребительское кредитование. Приток новых платежей по страхованию залоговых авто и недвижимости, а также жизни и здоровья заемщиков остановился.

Полоса
материалы в тему:
неудач

«Бурный рост банковского страхования приучил страховщиков и автодилеров к тому, что есть «труба», вокруг которой строятся все бизнес-процессы. С сокращением объемов кредитования страховые компании начнут процесс «оздоровления», т. е. будут вынуждены искать классические способы привлечения клиентов», — отмечает Алексей Румянцев, заместитель председателя правления СК «Украинская страховая группа».

Однако в нынешних условиях заполучить новых котрагентов компаниям не так просто. Сейчас ни предприятия, ни население отнюдь не склонны тратить кровные на покупку страховых услуг. Граждане, лишившись возможности получать кредиты, потеряли и стимул к страхованию. Кроме того, высокая инфляция и сокращение заработных плат на производстве заставляют украинцев максимально рачительно распоряжаться доходами. В такой ситуации страхование для них — роскошь. Предприятия, стоящие перед необходимостью тотального сокращения кадров и снижения объемов выпуска тоже сплошь и рядом урезают бюджеты на страхование, а то и вовсе отказываются от него.

«Доходы корпоративных клиентов падают. Дефицит свободных средств, которые обычно направлялись на страхование, значительно снизит поступления премий в страховые компании», — прогнозирует Ольга Казбекова, генеральный директор ЗАО «Актив-Страхование». По мнению экспертов, падение объемов будет наблюдаться не только по видам, которые предприятия были вынуждены страховать при получении кредитов (имущество, ответственность и пр.), но и по добровольному страхованию, например, медицинскому. Свои страховые бюджеты уже свернули многие компании, работающие в строительной, инвестиционной, автомобильной сферах.

«Развитие страхового рынка напрямую зависит от состояния экономики в целом. Основным фактором, определяющим спрос на страховые услуги, остается платежеспособность существующих и потенциальных клиентов. Все негативные тенденции в украинской экономике отрицательно скажутся на росте страхового рынка», — отмечает Ирина Сиренко, председатель правления СК «Провидна».

По самым оптимистичным прогнозам, сбор платежей в IV квартале может остаться на прежнем уровне. Но более вероятно, что объемы упадут. В будущем году рынок продолжит «сдуваться». Уже сейчас компании констатируют, что до 30% клиентов могут не перезаключить договоры на новый период. Те, кто только собирался приобрести полисы, отложили покупку до лучших времен. Ситуация на рынке начинает предельно накаляться.

«Мы не только прогнозируем, но и уже хорошо чувствуем ужесточение конкуренции, например, в сегменте медицинского страхования. Отчасти это связано с нестабильным положением ряда небольших компаний. С целью привлечения клиентов такие СК откровенно снижают цены на услуги. Кроме того, в связи со снижением розничных продаж компании переключат свое внимание на корпоративный сектор. Они будут бороться за потребителей всеми возможными способами», — рассказала Леся Щербакова, начальник управления партнерских продаж СК «Провидна».

На водителей начинают охоту

В наиболее шаткой ситуации сейчас оказались СК, «раздувавшие» свои портфели за счет автострахования. Отваливая щедрые комиссионные банкирам и автодилерам, такие страховщики без хлопот сбывали полисы для залоговых и приобретаемых за «наличку» машин, стремительно наращивая объемы платежей. В некоторых компаниях ежегодный рост платежей составлял 200% и более, а доля автострахования в портфеле — 80-90%. Учитывая, что СК нередко грешили демпингом, а размер комиссионных по автострахованию колебался в рамках 30-40%, о должном формировании резервов под выплаты не могло быть и речи. Обязательства перед клиентами они частично гасили за счет вновь привлекаемых премий, постепенно превращаясь в «пирамиды».

Но с наступлением кризиса очереди в банках и салонах дилеров мгновенно растаяли, и поток премий иссяк. Зато в компании исправно поступают заявки от клиентов на компенсацию ущерба. А найти деньги на выплаты страховщикам все сложней. В качестве платы за поставки клиентов они размещали львиную долю своих резервов на депозитах банков-партнеров. Но после введения моратория НБУ на досрочное снятие вкладов некоторые СК оказались в безвыходной ситуации. Расплачиваться с клиентами им просто нечем.

«В условиях кризиса те СК, которые собирали платежи только благодаря банкам и автодилерам, будут иметь серьезные проблемы с платежеспособностью и ликвидностью. До 60% страховщиков находится под угрозой банкротства в связи со значительной долей банкострахования в их портфеле. При таких обстоятельствах сумма неудовлетворенных выплат по страховым случаям может достигнуть около 2 млрд. грн», — прогнозирует Олег Спилка, председатель наблюдательного совета НАСК «Оранта».

Правда, другие эксперты видят ситуацию в менее мрачном свете. «Банкротства, безусловно, будут. Пять-шесть компаний уже давно находятся "в минусе". Но, думаю, что "прогореть" может не более десяти страховщиков», - полагает Ибрагим Габидулин, генеральный директор ООО «Страховой брокер "Дедал"».

Впрочем, компании пока не планируют расписываться в беспомощности. Не отказывая клиентам напрямую, они под разными предлогами затягивают выплаты, все еще рассчитывая со временем поправить дела. Сейчас такие СК будут стараться наращивать портфели любыми путями. По словам Ольги Зайцевой, председателя правления СК «НОВА», единственный метод, к которому могут прибегнуть компании — демпинг. «Скорее всего, страховщики будут снижать цены и предлагать всевозможные "акционные" условия страхования», — прогнозирует она.

Борьба за автовладельцев обещает стать нешуточной. «Первое, что происходит — это обострение конкуренции в рамках самого банковского канала продаж. Страховщики начинают бороться за пролонгации договоров тех клиентов, которые уже есть в портфеле банка, и обязаны продлить договоры страхования на следующий год», — рассказывает Алексей Румянцев.

Параллельно такие учреждения пытаются завлечь и новых клиентов, не имеющих банковских кредитов. Мишенью СК станут как дорогие авто, приобретаемые за наличные, так и б/у автомобили. Страховщики уже начали совершенствовать продуктовый ряд, пополняя его предложениями для машин «сэконд-хенд».

«Как правило, сейчас страхуются авто только до 10 лет. К тому же, авто старше 6-7 лет принимаются только с учетом износа, который к этому возрасту достигает 70%. Поэтому выплата при замене деталей составляет лишь 30% от стоимости запчастей. В итоге действующие программы для старых машин так и не стали популярными», — сетует Дмитрий Овдий, заместитель председателя правления по страхованию ЗАО ФГ «Страховые традиции».

Поэтому теперь компании готовятся популяризировать среди владельцев «развалюх» недорогие полисы, рассчитанные, например, только на случай тотального ущерба или угона. Им также будут предлагать дешевые страховки «по первому страховому случаю».

Лайфовая депрессия

Существенного снижения объемов продаж также ожидают страховщики жизни. «Если в предыдущие годы ежегодный рост лайфового рынка составлял 60-80%, то в 2009 году, по прогнозам, этот показатель не превысит 20-40%», — полагает Галина Третьякова, председатель правления СК «ПРОСТО Страхование. Жизнь и пенсия». По мнению экспертов, в наибольшей степени кризис коснется корпоративного сегмента лайфа. Причины все те же — отсутствие денег у предприятий и необходимость увольнять (а не удерживать) кадры. Страховщики жизни прочувствуют в полной мере и кредитный кризис.

Ведь страхование жизни заемщиков в портфелях многих СК составляло до 50%, а у некоторых аффилированных с банками компаний являлось чуть ли не единственным источником дохода.

Зато страховщики убеждены, что сумеют сохранить практически всех действующих клиентов, уже заключивших долгосрочные накопительные договоры. Разрывать досрочно отношения с СК они не рискнут — уж слишком серьезные штрафные санкции предусмотрены на этот случай. Так, при разрыве долгосрочного договора в первые два года его действия страхователь не сможет вернуть ни копейки из денег, потраченных на страхование. При более солидном страховом стаже клиента СК выплатит ему лишь выкупную сумму, которая может оказаться гораздо меньше капитала, который страхователь успел внести в компанию. В то же время эксперты допускают, что оплата полисов в нынешних условиях может стать для клиентов непосильной ношей. А потому компании готовы идти на всевозможные уступки.

«Например, в последнее время в договоре нередко предусматривается так называемый «льготный период», т. е. время, в течение которого клиент может не оплачивать страховой взнос, но при этом его договор остается действующим. Если же у страхователя возникли длительные финансовые трудности, но он все же желает сохранить страховую защиту, то он может воспользоваться механизмом редуцирования страховой суммы. Т. е. клиент перестает вносить страховые платежи, а страховая сумма по его договору уменьшается пропорционально недополученным взносам. Однако и в этом случае договор продолжает действовать», — поясняет Наталья Колобкова, операционный директор СК Ренессанс Жизнь.

Антикризисные меры

Тяжелые времена на рынке могут затянуться не на один месяц. «Прогнозы по страховым компаниям сейчас точно такие же, как по экономике в целом. Определенной стабилизации и проявления позитивной тенденции к оздоровлению рынка можно ожидать ориентировочно лишь в феврале-марте 2009 года», — считает Алексей Румянцев. По прогнозам страховщиков, одним из следствий нынешнего кризиса станет уход с рынка небольших и кептивных СК. Кроме того, в этом сегменте активизируется процесс слияний и поглощений.

«В первую очередь, пострадают те компании, которые делали ставку на банкострахование в ущерб развитию других каналов продаж (офисных, агентских). Кроме того, в ближайшее время небольшие учреждения, которые обслуживают интересы нескольких корпоративных клиентов, будут либо уходить с рынка, либо в корне менять стратегию развития», — прогнозирует Ирина Сиренко.


Варвара Синичкина: Деловой

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.