Страховой рынок начало лихорадить. Одна из главных причин — потеря компаниями направления банкострахования, которое на протяжении нескольких лет являлось одним из наиболее доходных каналов продаж. Антикризисное постановление Нацбанка, ограничившее выдачу валютных займов, острый дефицит СКВ на рынке и головокружительный рост ставок по кредитам практически полностью заморозили потребительское кредитование. Приток новых платежей по страхованию залоговых авто и недвижимости, а также жизни и здоровья заемщиков остановился.
Однако в нынешних условиях заполучить новых котрагентов компаниям не так просто. Сейчас ни предприятия, ни население отнюдь не склонны тратить кровные на покупку страховых услуг. Граждане, лишившись возможности получать кредиты, потеряли и стимул к страхованию. Кроме того, высокая инфляция и сокращение заработных плат на производстве заставляют украинцев максимально рачительно распоряжаться доходами. В такой ситуации страхование для них — роскошь. Предприятия, стоящие перед необходимостью тотального сокращения кадров и снижения объемов выпуска тоже сплошь и рядом урезают бюджеты на страхование, а то и вовсе отказываются от него.
По самым оптимистичным прогнозам, сбор платежей в IV квартале может остаться на прежнем уровне. Но более вероятно, что объемы упадут. В будущем году рынок продолжит «сдуваться». Уже сейчас компании констатируют, что до 30% клиентов могут не перезаключить договоры на новый период. Те, кто только собирался приобрести полисы, отложили покупку до лучших времен. Ситуация на рынке начинает предельно накаляться.
«Мы не только прогнозируем, но и уже хорошо чувствуем ужесточение конкуренции, например, в сегменте медицинского страхования. Отчасти это связано с нестабильным положением ряда небольших компаний. С целью привлечения клиентов такие СК откровенно снижают цены на услуги. Кроме того, в связи со снижением розничных продаж компании переключат свое внимание на корпоративный сектор. Они будут бороться за потребителей всеми возможными способами», — рассказала Леся Щербакова, начальник управления партнерских продаж СК «Провидна».
В наиболее шаткой ситуации сейчас оказались СК, «раздувавшие» свои портфели за счет автострахования. Отваливая щедрые комиссионные банкирам и автодилерам, такие страховщики без хлопот сбывали полисы для залоговых и приобретаемых за «наличку» машин, стремительно наращивая объемы платежей. В некоторых компаниях ежегодный рост платежей составлял 200% и более, а доля автострахования в портфеле — 80-90%. Учитывая, что СК нередко грешили демпингом, а размер комиссионных по автострахованию колебался в рамках 30-40%, о должном формировании резервов под выплаты не могло быть и речи. Обязательства перед клиентами они частично гасили за счет вновь привлекаемых премий, постепенно превращаясь в «пирамиды».
Но с наступлением кризиса очереди в банках и салонах дилеров мгновенно растаяли, и поток премий иссяк. Зато в компании исправно поступают заявки от клиентов на компенсацию ущерба. А найти деньги на выплаты страховщикам все сложней. В качестве платы за поставки клиентов они размещали львиную долю своих резервов на депозитах банков-партнеров. Но после введения моратория НБУ на досрочное снятие вкладов некоторые СК оказались в безвыходной ситуации. Расплачиваться с клиентами им просто нечем.
Впрочем, компании пока не планируют расписываться в беспомощности. Не отказывая клиентам напрямую, они под разными предлогами затягивают выплаты, все еще рассчитывая со временем поправить дела. Сейчас такие СК будут стараться наращивать портфели любыми путями. По словам Ольги Зайцевой, председателя правления СК «НОВА», единственный метод, к которому могут прибегнуть компании — демпинг. «Скорее всего, страховщики будут снижать цены и предлагать всевозможные "акционные" условия страхования», — прогнозирует она.
Параллельно такие учреждения пытаются завлечь и новых клиентов, не имеющих банковских кредитов. Мишенью СК станут как дорогие авто, приобретаемые за наличные, так и б/у автомобили. Страховщики уже начали совершенствовать продуктовый ряд, пополняя его предложениями для машин «сэконд-хенд».
Поэтому теперь компании готовятся популяризировать среди владельцев «развалюх» недорогие полисы, рассчитанные, например, только на случай тотального ущерба или угона. Им также будут предлагать дешевые страховки «по первому страховому случаю».
Ведь страхование жизни заемщиков в портфелях многих СК составляло до 50%, а у некоторых аффилированных с банками компаний являлось чуть ли не единственным источником дохода.
Зато страховщики убеждены, что сумеют сохранить практически всех действующих клиентов, уже заключивших долгосрочные накопительные договоры. Разрывать досрочно отношения с СК они не рискнут — уж слишком серьезные штрафные санкции предусмотрены на этот случай. Так, при разрыве долгосрочного договора в первые два года его действия страхователь не сможет вернуть ни копейки из денег, потраченных на страхование. При более солидном страховом стаже клиента СК выплатит ему лишь выкупную сумму, которая может оказаться гораздо меньше капитала, который страхователь успел внести в компанию. В то же время эксперты допускают, что оплата полисов в нынешних условиях может стать для клиентов непосильной ношей. А потому компании готовы идти на всевозможные уступки.