В первом полугодии 2010 г. рынок страхования жизни не смог продемонстрировать рост. По данным страхового рейтинга Insurans Top, за первое полугодие было собрано 395 млн грн. страховых премий, что на 2,2% меньше, чем за аналогичный период 2009 г. Результаты работы крупнейших “лайфовых” страховщиков показывают, что на Топ-20 СК приходится более 70% (277,8 млн грн.).
Отметим, что в конце августа страховщики давали более оптимистичные оценки ситуации на рынке. Лига страховых организаций Украины сообщала, что “лайфовые”
По мнению президента ЛСОУ Натальи Гудымы, по итогам года можно ожидать, что снижение сборов на рынке страхования жизни составит не более 6%. Она считает, что многие СК демонстрировали прирост показателей, причем наиболее удачными для страховщиков оказались июнь и июль текущего года.
В частности, обнародованные ЛСОУ и Insuranse Top данные показывают, что некоторые участники рынка смогли за январь — июнь добиться увеличения объема собранных страховых премий на 30%, а порой и на 70%.
Несмотря на успех ряда компаний, можно констатировать, что около половины первой двадцатки СК показали ощутимое снижение сборов страховых премий. Некоторые крупные игроки на рынке страхования жизни в первом полугодии 2010 г. собрали на 40-50% меньше страховых премий, чем за аналогичный период минувшего года.
По мнению опрошенных страховщиков, на рынок страхования жизни по-прежнему отрицательно влияет недоверие к финансовой системе вообще и к долгосрочным вложениям в частности.
Также нужно учитывать, что в системе MLM-продаж (Multi Level Marketing, сетевой маркетинг) сейчас происходит активное перераспределение ресурсов между игроками, кадры мигрируют из компании в компанию.
Что касается сегмента корпоративных клиентов, то в нем пока предпосылок к существенному росту не наблюдается, а СК в основном работают на удержание своих позиций.
Впрочем, для рынка не все потеряно. Нельзя говорить, что спроса на услуги “лайфовых” СК нет. Некоторые исследования показывают, что украинцы в ходе трудоустройства все чаще интересуются предлагаемыми работодателем социальными программами. Причем наиболее часто интерес наемного персонала вызывает именно наличие программ медицинского страхования и страхования жизни. В данной сфере страховщики активно конкурируют с негосударственными пенсионными фондами (НПФ).
По мнению заместителя председателя совета ЛСОУ Александра Залетова, за минувшие годы страховщики пользовались у работодателей большим успехом, чем управляющие НПФ.
По его словам, в 2009 г. платежи по корпоративным программам страхования жизни составили 184,6 млн грн., тогда как пенсионные взносы по корпоративному пенсионному обеспечению НПФ — 165,9 млн грн.
Справедливости ради следует отметить, что СК обходили по данному показателю НПФ и в 2006-2007 гг., однако уступили первенство в 2008 г., собрав с корпоративных клиентов 255,9 млн грн., что оказалось на 31% меньше, чем у НПФ.
На рынке сложилась интересная ситуация. СК, которым удалось найти свои ниши и сегменты рынка, смогли показать рост.
Те же компании, которые сконцентрировались на MLM-посредниках как на основном канале продаж, получили сокращение сборов страховых премий. Дело в том, что такой канал продаж, как MLM, переживает спад.
Исчезают MLM-брокеры, ранее обслуживавшие СК, происходит миграция кадров между компаниями. Страховщики, которые сделали ставку на работу с корпоративными клиентами, тоже смогли добиться прироста.
Положительный результат также получили страховщики, которые еще до кризиса начали инвестировать средства в развитие собственных агентских сетей продаж.
Пока прогнозы “лайфовых” страховщиков о росте рынка в 2010 г.на 5-10% по отношению к 2009 г. не оправдываются.
Также не оправдались прогнозы экспертов о перетекании денежных средств с депозитов в “лайфовые” СК. Негативную роль сыграли подрыв доверия к финансовым институтам в целом и продолжающаяся нестабильность на страховом рынке.
Более половины компаний, входящих в Топ-20 “лайфовых” СК страны, по итогам первого полугодия 2010 г. показали сокращение сбора страховых премий, тогда как другая часть демонстрировала прирост.
Такие противоречивые тенденции объясняются тем, что рынок страхования жизни все еще сильно зависит от корпоративного сектора, и те компании, которые смогли удержать или привлечь корпоративных клиентов в первом полугодии 2010 г., остались в выигрыше.
В целом, положительный прирост в портфелях “лайфовых” компаний, как и прежде, будет обеспечивать корпоративный сектор.
Для рынка розничных продаж характерными будут заинтересованность клиентов не в накоплении, а в финансовой защите семьи в случае смерти кормильца или получения инвалидности, т.е. приоритетными будут “рисковые” программы.
Происходящие на рынке процессы вполне объективны. Идет консолидация рынка, и финансовый кризис только ускорил ее. Способность компаний работать в условиях кризиса напрямую связана с качеством портфеля клиентов и сбытовых партнеров, запасом финансовой прочности как самой компании, так и ее материнских структур.
Многие СК зависят от одного-двух крупных клиентов или посредников, потеря которых приводит к резкому снижению показателей страховщика.
Нужно также учитывать, что между страховщиками идет очень жесткая борьба за корпоративных клиентов. Этот сегмент рынка пока уже, чем мог бы быть исходя из экономических показателей, так как многие потенциальные корпоративные клиенты еще не пришли к пониманию необходимости продуктов страхования жизни.