Тон на страховом рынке задают страховщики, которым доверяют клиенты
13.08.15
Сегодня на страховом рынке Украины тон задают компании, которым доверяют потребители страховых услуг — они заработали свое имя и даже в это непростое время предлагают стабильность.
Несмотря на значительное количество страховых компаний в Украине, фактически на страховом рынке основную долю валовых страховых премий (96,6%) аккумулируют 100 страховщиков рискового страхования и 99,1% — 20 страховщиков жизни. Поэтому основная конкуренция идет на условиях предоставления более качественных продуктов, лучшего сервиса, а самое главное — гарантии страховых выплат. Безусловно, вопрос цены в
сегодняшней экономической ситуации наиболее важен, поэтому большой проблемой на страховом рынке, к сожалению, остается демпинг.
По итогам первого квартала 2015 года страховой рынок собрал 6,1 млрд грн премий, что на 16% больше, чем за первых три месяца 2014 года. Но в связи с экономическим спадом в стране, а это объективная оценка Минфина и других органов государственной власти, во многом рост страховых премий связан с курсовыми изменениями, девальвацией и инфляцией.
Согласно статистике, общее количество клиентов — юридических и физических лиц уменьшилось. В страховании жизни в 1 квартале 2015 года на 45,6% уменьшилось количество застрахованных физических лиц — 345088 застрахованных физических лиц в 1 квартале 2014 года по сравнению с 187860 застрахованными в течение 1 квартала 2015 года. По состоянию на 31.03.2015 застраховано 4,337 млн. физических лиц. Валовые страховые платежи по страхованию жизни в Украине за 1 квартал 2015 года составили 468,2 млн. грн., что на 16,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (1 квартал 2014 г. — 559,4 млн. грн.).
Что касается наиболее популярных видов страхования, то всегда востребованы обязательные виды: ОСАГО и «Зеленая карта». Неплохо продается КАСКО, среди покупателей которого — как опытные страхователи, которые не хотят отказываться от полиса даже в кризис, так и владельцы кредитных авто, которые вынуждены страховать транспортное средство и страховаться самому согласно требованиям банка-заемщика. Объем валовых страховых премий по автострахованию в Украине в 1 квартале 2015 года вырос на 20,7% с 1 369,4 млн. грн. до 1 652,6 млн. грн.
В целом снизилась доля страхования имущества — многие прредприятия закрываются и с учетом цены производства страхование становится еще более дорогим. Экономя на издержках, такие предприятия вынуждены полностью отказаться от страхования, игнорируют его, и такие примеры есть.
Что касается корпоративных клиентов, многие компании пересматривают условия по своим коллективным договорам медицинского страхования (ДМС) — особенно это касается предприятий тех отраслей экономики, где наблюдается рост безработицы и лояльность персонала по отношению к работодателю уже важна не так как раньше. Свои изменения в договора страхования вносят и страховые компании – рост стоимости медикаментов и медицинских услуг привел к еще большему повышению убыточности по ДМС, которое и так требовало от компаний значительного контроля.
Также кризис заставил страховщиков пересмотреть партнерские отношения с автодилерами, банками и страховыми брокерами. Все больший перечень страховых продуктов можно купить в отделениях банков, автосалонах, турагентствах, интернет-магазинах и других точках продаж.
Получил также развитие опыт применения франчайзинговых сетей, попытки продажи полисов через интернет-канал, отказ компаний от некоторых видов страхования, работы по определенным линиям бизнеса, и другие методы оптимизации бизнес-процессов компаний. Такая селекция бизнеса позволяет сфокусироваться на тех направлениях, которые являются наиболее прибыльными для страховщика и востребованными у страхователей.
Что касается клиентов страховых компаний, то, прежде всего, компаниям необходимо своевременно и в полном объеме производить страховые выплаты. Тогда в любой ситуации — экономической или социальной, такая политика страховщика будет ориентировать клиента на ту компанию, которая выполняет свои обязательства. Если такого не произойдет, то удержать клиента будет невозможно. Они или перейдут в другую компанию или же совсем откажутся от страхования, еще хуже, — потеря доверия к страхованию в целом.