Для владельцев моделей китайского автопрома, а также марок, возглавляющих список «чемпионов» по количеству ДТП, тарифы на автострахование в этом году выросли. Более того, возможное новое повышение стоимости автострахования в целом не за горами.
Нынешний год ослабил «ценовые тиски». Если по итогам прошлого года тарифы по КАСКО выросли на 15-20%, а средняя стоимость полиса КАСКО, согласно подсчетам
Insurance TOP, достигла 4,97 тыс. грн. (против 4,65 тыс. грн. в 2008 г.), то сейчас наблюдается фиксация цен, а по некоторым категориям транспортных средств — даже их снижение. Многие СК возвратились в розничный сегмент благодаря постепенной стабилизации ситуации на финансовом рынке и не прекращающемуся падению объемов платежей (в том числе и по автострахованию).
Поскольку китайские авто попали в «черные списки» практически всех СК, повышение тарифов для таких авто в текущем году в среднем составило около 10%. Страховщики объясняют это высокой аварийностью таких автомобилей, а также значительной тяжестью повреждений во время ДТП. По словам экспертов, даже в не очень серьезной аварии многие «китайцы» получают значительный (а зачастую и тотальный) ущерб, поэтому их ремонт обходится компаниям дорого.
Тенденция сезона — «заградительные» тарифы, практикуемые для марок и моделей машин, наиболее часто попадающих в ДТП. Рейтинг неблагополучных с этой точки зрения авто возглавляют недорогие марки (Chevrolet, Daewoo), которые массово приобретались в кредит нашими соотечественниками накануне кризиса. Из-за легкости получения таких кредитов, раздаваемых банками в те времена налево и направо, такие машины нередко брали молодые водители-новички без опыта вождения (что влияло на показатель аварийности). Из-за относительной дешевизны этих машин полис для них стоит недорого (стоимость страховки рассчитывается как процент от стоимости авто). Однако в связи с ростом курса доллара и повышением расценок на услуги СТО цены на ремонт таких машин ощутимо увеличились. Поэтому страхование таких автомобилей сейчас невыгодно для СК. «В результате страховщики зачастую выставляют для них так называемые «заградительные» тарифы, которые гораздо выше среднерыночных (от 10% и более), избавляясь, таким образом, от потенциально убыточных клиентов», — говорит начальник департамента автострахования одной из СК, не пожелавший назвать себя. В копеечку обойдется КАСКО и собственникам скоростных японских авто (Honda Accord, Mitsubishi Lancer), а также практически всех спортивных машин, входящих в число «чемпионов» по количеству ДТП.
Юрий Фидасюк отмечает, что в начале нынешнего года на 5-15% подросли тарифы и для тех транспортных средств, стоимость запчастей и ремонта которых резко увеличилась: «В первую очередь, это машины японских марок — TOYOTA Camry, MITSUBISHI Lancer, MAZDA 6». Кроме того, ряд экспертов отмечают изменение стоимости КАСКО за счет переведения некоторых базовых условий в разряд опций (см. «Мнение» Эдуарда Тупчиенко).
Еще один способ сэкономить на страховке, который сейчас активно предлагают СК, — выбрать покрытие, не предусматривающее проведение выплаты в случае нарушения страхователем правил дорожного движения (проезда на красный сигнал светофора, пересечения двойной сплошной и т. д.). Выбор такой опции в разных компаниях дает право на скидку от 5 до 10% от величины тарифа. «Также можно ввести ограничения по ремонту автомобиля. К примеру, указать в договоре, что выплата страхового возмещения осуществляется по независимой экспертизе», — советует Олег Карпенко. Однако в этом случае следует быть готовым к тому, что в случае ДТП вам придется доплачивать за ремонт авто из собственного кармана. Ведь счета авторизированных СТО, как правило, гораздо выше смет, составляемых независимыми экспертами.
В целом страховщики отмечают, что цены на КАСКО пока зафиксировались, в том числе, по мнению Павла Юпатова, благодаря «отсутствию резких валютных колебаний». В случае экономической нестабильности тарифы могут вновь вырасти. Кроме того, спровоцировать повышение тарифов может быстрый рост страхового мошенничества. По статистике самих страховщиков, в денежном выражении удельный вес возмещений мошенникам сегодня превышает 10% от общей суммы выплат по автострахованию. По мнению Сергея Парфенюка, директора по страхованию СК «Наста », «если темпы мошенничества в страховании будут расти, вполне возможно, что соответствующая надбавка появится и в страховых тарифах».