В. Волга ответил на вопросы читателей портала TRISTAR. Часть вторая: ситуация с КС и вопросы провокационного характера
07.10.10
В ходе эксклюзивного интервью с главой Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) Василием Волгой, состоявшемся 29 сентября 2010 года, портал TRISTAR получил ответы на вопросы своих читателей.
В отношении ПКО – не согласны с решением суда, мало того – я знаю, сколько стоило это решение. Мы сейчас обжалуем это, в том числе и в высший совет юстиции. Подготовлена жалоба Президенту Украины - на действия судей. Судьи приняли решение в условиях жесточайшего, грубейшего нарушения процессуальных норм. Была нарушена тайна совещательной комнаты и это задокументировано. Мы будем добиваться того, чтобы эти судьи были уволены. Каким образом в правовом государстве можно в принципе согласиться с решением суда, которое гласит – вору разрешить воровать, а правоохранительным органам – запретить вора ловить?
Мы подали аппеляцию на это решение суда, и будем делать все, чтобы судьи, виновные в вынесении этого решения, понесли дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством.
Сейчас впервые начали требовать от КС выполнения всех лицензионных условий. К примеру, в соответствии с законом "О кредитной кооперации" КС обязаны раз в год подтверждать свою отчетность аудиторским заключением. Удивительно то, что они сейчас подают документы на продление лицензий без аудита. Удивительно то, что на протяжении всего времени кредитные союзы, в основной своей массе, не подавали аудиторских заключений. Как в этой ситуации поступать Калинину, как директору департамента регистрации, лицензирования и разрешительных процедур? У него есть четкая норма закона. А они приходят и говорят – раньше этого не применяли, раньше таких требований не было. Выдайте нам сейчас лицензию без того, что мы выполним эти нормы закона. Нет, товарищи – так не будет. Вы будете четко выполнять нормы закона.
Мы пришли к однозначному выводу, что попустительское отношение к лицензированию деятельности, в том числе и КС, привело к тому, что количество преступлений, нарушений и невозвращений депозитов было допущено кредитной кооперацией потому, что относились к ним спустя рукава. Не будет такого – относиться мы к этому будем очень жестко.
Частично – да. Первый пункт – это переход на общую систему налогообложения. Налоговый арбитраж ликвидируют, и станет невозможно отмывать деньги через перестрахование. Второй пункт плана – создание государственной перестраховочной компании. Мы будем идти по пути, который прошла Белоруссия, действовать как Ллойд, и использовать опыт, реализованный компаниями-перестраховщиками при страховании Саяно-Шушенской ГЭС (прим. ред. – в результате унесшей жизни 75 человек аварии, случившейся 17 августа 2009 года на СШГЭС, СК "Росно" производит "РусГидро" выплату в размере $199,95 млн.)
В отношении того, что происходит с СК, занятыми налоговой оптимизацией в области перестрахования – мы двигаемся, и я думаю, что уже в ближайшие пару недель у нас будет материал для доклада премьер-министру Украины. Проблема в том, что эти компании имеют поддержу очень серьезных юристов и мощнейшее лобби в парламенте, которое системно работает над внесением изменений законы. И не только в закон "О страховании". В первую очередь, это закон "О налогообложении прибыли предприятия", который дает им возможность уклоняться от жесткого контроля со стороны Госфинуслуг. И вся проблема не только в этих компаниях, которые реализуют схему уклонения от налогов в области перестрахования. Существует целая цепочка, и проблема – дойти по ней до момента, когда можно зафиксировать преступление. Но, к сожалению, это работа не одного дня.
Очень во многом. Давайте мы с вами перейдем от разговоров к конкретному положению дел. По результатам трех кварталов 2010 года Госфинуслуг на 100% профинансирована заработная плата и только на 32% профинансированы все остальные потребности. Что имеется ввиду? У нас даже нет денег на командировки инспекторам инспекционного департамента. Это недопустимо ни в одной стране мира. Инспектор уезжает в командировку, реагируя на жалобу гражданина на конкретное финансовое учреждение. Госфинуслуг не имеет своей разветвленной сети, у нас только 9 региональных отделений, и 777 территориальных административных единиц в Украине, а областей – 27, мы их не закрываем – нам нужно ездить в командировки. У меня есть знакомая семья, в этой семье супруга работает домработницей у богатых людей и получает зарплату 6500 грн. Вот едет инспектор, у которого зарплата 1700 грн, ну пускай со всеми начислениями - 2200 грн. Инспектор Госфинуслуг, человек с высшим образованием, который во многом рискует и здоровьем и, подчас, жизнью своей, едет на проверку в компанию с миллионными оборотами. Приезжает в чужой город и ему не за что поселиться в гостиницу, он должен брать свои деньги из той зарплаты 1700 грн, которых ему хватит, чтобы заплатить в гостинице за половину дня. К чему мы толкаем с вами инспектора? Вот он приезжает в эту страховую компанию. Ему говорят – дорогой, гостиница самая лучшая, обед самый шикарный, но давай мы напишем акт. Я не говорю, что подобные случаи нами задокументированы, я серьезно надеюсь, что инспектора Госфинуслуг - люди в основной своей массе морально устойчивые и этих фактов нет. Но мы с вами сознательно толкаем их на то, что они оказываются в такой ситуации. Вот по этой причине я настаиваю на том, что финансировать Госфинуслуг необходимо в 100% объеме. Хотя бы то, что мы просим по командировкам. Что поднять зарплату инспектору нужно хотя бы до уровня уборщицы в домах у этих собственников страховых компаний. Вот тогда можно будет о чем-то говорить – что мы будем бороться с коррупцией.
Я убежден, что поднятие зарплаты, достаточное материально техническое обеспечение Регулятора, необходимое изменение штатного расписания и увеличение штата в 2-3 раза крайне необходимо для того, чтобы побороть коррупцию.
"Первый пункт – это переход на общую систему налогообложения."
Цитата из интервью В.Волги "Деньгам" 10.06.2010:
"К слову, перевод страховщиков на общую систему налогообложения, который предусматривается проектом Налогового кодекса, лишь усугубит эту ситуацию и усложнит работу налоговых органов по выявлению «мойщиков»"