Согласно Корану, запрещающему ростовщичество и спекуляции, деньги не могут и никогда не должны возникать из денег: доход накапливается от инвестиций в производство и торговлю, т.е. носит материальный, «осязаемый» характер. Отношения между партнерами строятся на основе «мушараки» (взаимных обязательств), исключающей взимание процента. Исламское традиционное право постулирует деловую добропорядочность, обязывая отчислять от доходов десятую часть на благотворительные нужды. Шариат осуждает также тезаврацию (накопление денег и ценностей без их активного использования, путем их
изъятия из обращения), так как считается, что активы индивидуального собственника переданы ему Аллахом на время земной жизни и должны через частный коммерческий бизнес приносить пользу всему обществу. Именно это и сыграло решающую роль в превращении исламских банков из маргиналов мирового финансового бизнеса в «пионеров». На сегодня в 75 странах мира насчитывается свыше 250 банков, ведущих бизнес по предписаниям Корана. Их совокупный капитал, по данным на 2003 год, составляет $270 млрд. При этом тенденция роста этого сегмента мировой экономики составляет 15% в год.
Сама «молодость» исламской финансовой системы и денежного рынка стимулирует их разрастание. Кроме того, новые банковские услуги позволяют вытащить из тайников истории «лазейки», позволяющие обходить формальный запрет на дачу денег в рост. Прибыли маскируются за счет применения разветвленных форм совместного участия в финансируемых проектах, известных под названиями «мудараба», «мурабаха», «тамаллюк», «иджа-ра» и ряда других. Существует также лизинг по согласованной арендной ставке — «иджара-ва-ик-тина». В таком случае банк финансирует покупку оборудования и производственных мощностей и предоставляет их клиенту в пользование. Иногда партнер, после того как его платежи достигают определенного уровня, становится собственником («истисна»).
Все проводимые операции предварительно получают одобрение аппарата религиозных советников, который действует при каждом банке. Этот орган выносит «фетву» (не подлежащее ревизии заключение) о соответствии сделки шариатским нормам. Раздавая дармовые ссуды и принимая лишь беспроцентные вклады, исламские банкиры процветают, потому что всегда держат в уме прибыль, которую могли бы получить на рынке традиционных банковских услуг. Она «переливается» в надбавки и наценки, но при этом, кого не спроси из ревнителей Корана, все они против капитализма или социализма и за высокоморальное государство народного благоденствия в полном соответствии с заповедями пророка Мухаммеда.
Известную сложность в ИБД представляет эффективное управление активами. Если «идейная» чистота транзакций, связанных с кредитованием клиентов, обеспечена достаточно адекватно, то инвестирование в корпоративные ценные бумаги непросто поддается обоснованию. Выход из доктринального тупика зависит целиком от изобретательности управляющих инвестиционным портфелем и гибкости в подходе к этому деликатному вопросу религиозного совета.
По-новаторски решают такие проблемы в Малайзии, где предпочитают прагматический подход к исламскому финансированию и считают возможной секьюритизацию закладных. Развитие ИБД в государстве, расположенном в Юго-Восточной Азии, совпадает с мерами ее правительства, направленными на подрыв финансово-экономического могущества общины китайцев и на обеспечение льгот и преимуществ малайцам, которые являются мусульманами и составляют около 55% населения страны.
В 1983 году парламент принял закон об исламских банках. Был создан «Бэнк Ислам Малэйшиа» (Bank Islam Malaysia), а спустя два года появилась первая в мире исламская страховая компания «Сярикат Такафул Малейшиа» (Syarikat Tahaful Malaysia). В 1993 году Малайзия ввела двойную банковскую систему: обычным коммерческим банкам было разрешено оказывать финансовые услуги, основанные на принципах ислама. В кассовых залах появились специальные окошки для правоверных.
Похожая ситуация — в нефтедобывающих монархиях (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия). Там сосредоточены самые большие мусульманские активы (примерно $200 млрд). Десятая часть этих средств находится в коммерческом банке «Аль Раджхи бэн-кинг энд инвестмент корпорейшн» (Al Rajhi Banking and Investment Corporation), он же лидирует по чистой прибыли — в среднем около $300 млн в год. В то же время другой крупнейший банк Саудовской Аравии «Нэшнл коммер-шел бэнк» (National Commercial Bank), имеющий активы на общую сумму свыше $20 млрд, уже превратил треть из своих 240 отделений в королевстве в филиалы для мусульман, не желающих идти на сделку с совестью.
В странах Персидского залива имеется место самый большой объем финансовых операций в рамках предписаний Корана, и вполне естественно, что именно там приступают к разработке кодекса новых общеприемлемых правил. Важную роль в достижении единообразия и стандартизации этого рода бизнеса играли ежегодные Всемирные исламские банковские форумы в Манаме. Столица Бахрейна претендует на название «банковская гавань мусульманского мира»: там узаконивается инновационная стратегия мусульманских банкиров в условиях глобализации мировой экономики. По словам директора Исламского банка Бахрейна Аднана Юсефа, на последнем форуме поднимались вопросы взаимодействия исламской банковской индустрии с ВТО и традиционным финансовым сектором, обсуждались перспективы общей монетарной политики и менеджмента по шариату.
Выбор Манамы для проведения столь важных мероприятий не случаен. В архипелаге имеет место самая крупная концентрация исламских банков, хотя, главным образом, оффшорных. Валютное управление Бахрейна включает в свой состав советников по шариату и именно там разрабатывается новая система регулирования, принимающая во внимание исламские принципы. К тому же в Манаме находятся международная организация исламского финучета, которая. проводит время от времени аудиторские проверки, и Исламское рейтинговое агентство. Как считает Аднан Юсеф, все это даю основания учредить в начале 2004 года в столице Бахрейна Международный исламский банк (МИБ).
Другим претендентом выступает Дубай — деловой центр соседних ОАЭ. Там также появилась фондовая биржа «Халяль». «Дубай ислэ-мик бэнк» первым в Персидском заливе ввел банковскую систему услуг «Си-эм-эс», стал основным спонсором Дубайской исламской страховой компании «АМАН».
Сенсацией 2003 года стало появление в ноябре в Бейруте «Арабского финансового дома» (Arab Finance House) — банка, работающего в соответствии с исламскими религиозными предписаниями. Его акционерами выступили «Катар ислэмик бэнк» (Qatar Islamic Bank) с капиталом $1,4 млрд и «Галф файнэнс хаус» (Gulf Finance House) — $134 млн. К концу года бейрутский банк планировал уже выпустить исламские облигации на сумму в $200 млн. У ливанских банкиров появился серьезный конкурент. Лидирует по выпуску «суку-ков» ИБР ($4 млрд), за. ним бахрейнский фондовый рынок ($2,5 млрд).
Исламские банки ведут себя все более активно и, можно сказать, агрессивно. Мусульманских банкиров и инвесторов встречают с распростертыми объятиями везде, в том числе в республиках Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье — это зоны их перспективной деятельности. Единственной серьезной проблемой, решение которой практически невозможно найти, остается пятница — в соответствии с Кораном нерабочий день недели.