Автострахование
За автоКАСКО придется платить больше
02.02.10
Полисы каско уже подорожали на 10%, а до конца года прибавят еще 20–30%.
Почти двукратное подорожание полисов автострахования в прошлом году не удовлетворило страховщиков. В 2010 г. стоимость каско вырастет еще на 20–30%.
Пик подорожания автостраховок пришелся на первое полугодие 2009 г . Девальвация гривни и последовавшее за ней подорожание импортных запчастей, а также повышение стоимости ремонта на станциях
техобслуживания заставили СК повально поднимать цены. «Практически во всех страховых компаниях уровень тарифов достиг 8%, тогда как ранее при таких же условиях договоров полисы можно было приобрести за 4,5%», — рассказал заместитель председателя правления СК «Нова» Алексей Румянцев.
Однако на этом ценовое ралли на рынке каско не закончилось: последние пару месяцев его стоимость снова поползла вверх. Пока страховки дорожают лишь выборочно, для отдельных марок и моделей авто. Антипатии компаний практически не изменились. В группе аутсайдеров автомобили японского производства, дешевые китайские и спортивные машины. «Увеличение тарифов на 5–10% происходит при страховании отдельных групп транспортных средств, которые отличаются повышенной убыточностью или большой частотой наступления страховых событий, а также тех авто, для которых резко подпрыгнула стоимость ремонта и запчастей. В первую очередь это машины японских и китайских марок», — рассказал начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «ПРОВИДНА» Юрий Фидасюк. «Тенденция увеличения тарифов также прослеживается по недорогим и спортивным автомобилям, страхование которых подорожало в среднем на 10%. Для дорогих авто представительского класса полисы, наоборот, упали в цене», — дополнил коллегу заместитель председателя правления АСК «Инго Украина» Александр Миколенко.
Очередную волну подорожания компании оправдывают все теми же причинами . «Официальные автодилеры продолжают повышать цены на услуги по ремонту машин и запчасти, желая компенсировать низкие продажи автомобилей», — сетует председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной. Как следствие, рост средней суммы выплаты за 2009 — начало 2010 гг. уже составил около 30%. «Сегодня средний убыток достигает порядка 12 тыс. грн. Для сравнения: в начале 2009 г. он составлял 9,5 тыс. грн., а три месяца назад — почти 11 тыс. грн.», — сообщил начальник отдела андеррайтинга СК «Наста» Игорь Запорожец.
Еще одна причина повышения цен на каско — резкий отток клиентов: чтобы уменьшить свои потери от сокращения платежей, СК поднимают тарифы по продаваемым страховкам. По оценкам экспертов, объем платежей по автострахованию за 2009 г. упал примерно на 30%. При этом продажи просели как в сегменте «рыночных» автомобилей, так и залоговых машин.
Вину за подорожание СК частично возлагают на банкиров, которые продолжают требовать у компаний «грабительские» комиссионные за реализацию полисов. «Озаботились финучреждения и проблемой демпинговых тарифов, опасаясь, что они могут привести к проблемам в страховых компаниях, а соответственно — к сложностям с получением страховых возмещений. Так что некоторые из них даже ввели понятие «минимальные тарифы», дешевле которых страховать нельзя. И нам пришлось незначительно поднять цены», — заявил г-н Запорожец. Попутно страховщики корректировали условия договоров, пытаясь, с одной стороны, минимизировать выплаты, с другой — подсластить клиентам пилюлю. «К примеру, после повышения тарифов СК стали пристальнее отслеживать постдоговорный период. Многие предлагали своим клиентам скидки или бонусы за безаварийную езду в течение каждых шести месяцев. Зато полисы с нулевой франшизой сегодня стали редкостью. Страховщики стремятся оградить себя от мелких выплат, которые отнимают время и увеличивают операционные затраты», — отмечает Вадим Загребной.
Чтобы не отпугнуть и без того немногочисленных клиентов, компании пытаются продвигать усеченные варианты каско, стоимость которых в два и более раза ниже стандартных программ . «На рынке появляются дешевые бюджетные программы, такие как страхование «по первому страховому событию», «не виновен» и другие, имеющие много ограничений по выплатам страховых возмещений», — рассказывает Александр Миколенко. Любопытно, что «усеченное» страхование начали поощрять даже некоторые банки, ранее требовавшие приобретения заемщиками полного каско . Очевидно, таким образом финансисты пытаются помочь клиентам, испытывающим финансовые проблемы. «Уже появляются запросы на разработку программ по страхованию каско с обрезанными условиями. Например, страхование только от рисков угона и тотального ущерба. Стоимость таких полисов может начинаться от 2%», — рассказал начальник отдела автотранспортного страхования СК «Украинская страховая группа» Юрий Корякин.
Эксперты уверяют, что в ближайшие месяц-два процесс роста цен на автострахование может активизироваться . «Основные изменения стоит ожидать в первом квартале, после того как страховые компании подведут итоги 2009 г. и начнут выстраивать тарифную политику на 2010 г.», — обещает Игорь Запорожец. По прогнозам страховщиков, в течение февраля–марта тарифы по каско могут подняться еще на 15–20%, а за весь год — сразу на 30%.