Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Без маленького риска не получишь большой прибыли"
Страхование

 


Страхование туристов

За лето страховщики потеряли половину туристов
26.09.14

Если не принимать во внимание российских «туристов», заблудившихся в Донбассе, этим летом количество посетивших нашу страну иностранцев, судя по предварительным данным страховщиков, уменьшилось в несколько раз. В результате уменьшились и объемы страхования въезжающих в Украину интуристов.

«По итогам этого лета количество застрахованных, путешествующих по Украине, в нашей компании уменьшилось в четыре раза», — сообщил председатель правления страховой компании «Европейское туристическое страхование» (ERV) Мирослав Бойчин. По словам президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, среди приезжих туристов раньше было много россиян, отдыхающих в Крыму, и студентов, которые учатся в украинских вузах восточной Украины. «В этом году эти люди не приехали из‑за военных действий, поэтому объемы страхования могли упасть даже больше, чем в четыре раза», — считает Александр Залетов.

Крымский фактор

материалы в тему:
События в Крыму, как ни странно звучит, положительно отразились на статистике медицинского страхования выезжающих за рубеж украинских туристов. По оценке страховщиков, эти летом 20‑30 % приверженцев крымских гор и пляжей отправились отдыхать в Европу. «Чаще всего страхователи отправлялись в Болгарию, Грецию и Черногорию. Отдых на относительно недорогих курортах этих стран многим украинцам заменил отпуск в Крыму», — отмечает начальник отдела по работе с туристическими операторами компании «Инго Украина» Андрей Желябов. «Многие туристы, ранее отдыхавшие в Крыму, выбирали этим летом отдых в Турции и Болгарии», — подтверждает директор компании «Доминанта» Алексей Румянцев.

Несмотря на приток «крымчан», 2014‑й нельзя назвать удачным годом для медицинского страхования украинских туристов. Основная проблема — падение выездного туристического потока в связи с острой экономической и политической ситуацией в стране. По данным ЛСОУ, сумма собранных по этому виду премий за первое полугодие составила 145 млн грн, что на 16,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Было продано 972 тыс. полисов, или на 10 % меньше, чем в первом полугодии прошлого года.

«А за лето количество застрахованных туристов снизилось на 46 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.», — отмечает Мирослав Бойчин. «У нас количество проданных полисов сократилось на 57 % по сравнению с прошлым годом», — говорит начальник отдела андеррайтинга и методологии личных видов страхования СК «Allianz Украина» Наталья Алексенко. То, что летний сезон ухудшил показатели рынка туристического страхования, подтверждает и Александр Залетов. По его словам, летнее падение отразится на показателях за девять месяцев. А по итогам года объемы премий в этом сегменте будут меньше прошлогодних на 20‑25 %.

Гривня подвела

Учитывая ситуацию в стране — не так уж и плохо. Обвалиться рынку туристического страхования в этом году, по словам Залетова, не позволили две причины. Во-первых, резко возросший интерес украинцев к получению виз ЕС и других западных стран. При этом страхование обязательно.

Во-вторых — девальвация гривни. «Страховой тариф в валюте с начала года не изменился, но стоимость страхования в гривне из‑за девальвации курса выросла на 60‑75 %», — говорит Мирослав Бойчин. «В связи с чем сумма премии по туристическому страхованию, в среднем, увеличилась на 40 %», — добавляет Алексей Румянцев.

Страховщики не скрывают, что рост стоимости полиса привел к ужесточению конкуренции на рынке страхования, в том числе и недобросовестной. Некоторые компании прибегнули к излюбленному методу борьбы за клиента в украинском сегменте страхования — демпингу.

«Демпинг на страховом рынке сейчас ощущается по всем видам страхования, и туристическое тут не исключение. К сожалению, сталкиваемся с этой проблемой ежедневно, и даже вынуждены были прекратить сотрудничество с одним из крупных партнеров, так как те тарифы, которые они требовали установить, привели бы к убыточности нашего портфеля по данному виду страхования», — рассказывает директор департамента личных видов страхования СК «Нова» Лилия Мартынова.

Еще один минус — рост комиссионных посредникам: туристическим фирмам, банкам, визовым центрам. Хотя эти отчисления у страховщиков и раньше были немаленькими — 50‑60 % от полученных премий, сейчас в некоторых случаях они достигают 80 %. «Выросший средний уровень комиссионного вознаграждения негативно влияет на рынок», — констатирует Андрей Желябов.

Бремя выплаты

Девальвация гривни повлияла на размер не только премий, но и выплат, ведь они тоже «привязаны» к инвалюте. «Объем выплат в гривне увеличился более чем на 50 %», — констатирует Мирослав Бойчин. И приводит пример: в ERV средняя стоимость амбулаторного случая этим летом составила 2 тыс. грн., то есть 120 евро, тогда как в прошлом году эта цифра была на уровне 1,1 тыс. грн., или 110 евро.

«То есть в гривне средняя стоимость страхового случая увеличилась практически в два раза, а в евро осталась на уровне прошлого года», — говорит Бойчин. Частота страховых случаев, по оценкам, в этом году не увеличилась — где‑то один случай приходится на 100 застрахованных туристов. Чаще всего события происходят в странах, популярных среди основной массы туристов. «Наибольшее количество страховых событий летом этого года произошло в Польше, Болгарии, Греции и Испании», — рассказывает менеджер управления личного страхования компании PZU Ольга Сидорук.

Однако статистика ЛСОУ пока что не подтверждает данные страховых компаний — за полгода они выплатили 52 млн грн премий, что на 1,5 % меньше, чем в первом полугодии 2013 г. Если за девять месяцев не будет роста выплат, то это означает, что страховщики в этом году сэкономили на выплатах туристам.

Страх и Россия

Общей статистики страхования выезжающих в Россию туристов нет. Разрозненные данные страховщиков противоречивы. «По сравнению с прошлым годом количество туристов, выезжающих в Россию, сократилось примерно на 40 %», — отмечает Алексей Румянцев. А вот в ERV отмечают даже незначительный рост спроса на полисы при поездках в РФ в связи с тем, что в марте Россия ужесточила правила въезда для украинцев и нашим туристам было рекомендовано помимо прочих необходимых документов иметь при себе полис медицинского страхования.

Также очевидно, что в связи с военными действиями РФ рынок туристического страхования в Донбассе практически остановился. «Рынок там даже не просел, а замер, особенно когда военные действия дошли до областных центров — Луганска и Донецка, где сосредоточен турбизнес. Небольшие продажи дают только те донецкие и луганские компании, которые перевели свои офисы и сотрудников в другие регионы Украины. Но это в 4‑5 раз меньше их «довоенных» объемов», — говорит Мирослав Бойчин.

Шаг в сторону

Ситуация в Донбассе стала основной причиной, по мнению Залетова, потери доли рынка туристического страхования компаниями с восточными — «донецкими» («Кремень», «Вусо») и днепропетровскими («Арсенал Страхование», «Альянс») — корнями.

Те страховщики, которые наладили канал продаж с помощью турфирм и визовых центров в Киеве, наоборот, нарастили объемы. Вошли в десятку лидеров такие компании, как «Альфа Страхование» (+169 % сборов по сравнению с 2013‑м), СГ «ТАС» (+6 %), «Уника» (+59 %). А польская «дочка» PZU (+25 %) подвинула немецкую ERV (+10 %) на месте крупнейшего «туристического» страховщика Украины.

Опасение потерять объемы в сегменте медицинского страхования туристов заставило страховщиков искать альтернативы. Многие из них в итоге добавили новые опции в полисы или даже отдельные страховые программы. В частности, страхование финансовых рисков на случай невозможности отправиться в поездку или досрочного прерывания поездки пользуется в этом году повышенным спросом, ведь у большинства украинских туристов до последнего дня нет уверенности в том, что отдых состоится.

«В качестве дополнительной опции в PZU появилось покрытие риска невыдачи визы по любой причине», — подтверждает Ольга Сидорук. А Мирослав Бойчин подсчитал, что за летний период 2014 г. количество полисов, включивших страхование отмены или прерывания поездки, возросло в три раза.


Татьяна Павлюченко: Капитал

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.