Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Если вы осознаете свои достоинства, то решения будут даваться вам легко"
Страхование

 


Страхование и банки

Заемщикам разрешили выбирать страховщика
20.05.10

У заемщиков появился шанс вернуть себе право выбирать СК при страховании залогов - автомобилей и недвижимости.

В начале мая Антимонопольный комитет пригрозил серьезными штрафами банкам, которые продолжат загонять в "свои" страховые компании клиентов, оформивших у них автокредиты и ипотеку. Им придется обнародовать список требований к аккредитованным страховщикам, после чего банкиры не смогут отказывать заемщикам в приеме полисов всех без исключения СК, которые будут отвечать опубликованным критериям. Если же финансисты
материалы в тему:
продолжат порочную практику, то их серьезно накажут рублем - штрафы могут достигать 10% выручки.

В поле зрения антимонопольщиков попали Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, OTP Bank и УкрСиббанк, на которые в прошлом году поступили многочисленные жалобы. В своих кредитных договорах эти учреждения требуют от заемщиков приобрести страховку исключительно в указанных ими СК. При этом аккредитация страховщиков проводится на основании внутренних банковских документов, доступ к которым закрыт как для самих страховых компаний, так и их клиентов. Договоры, заключенные заемщиками самостоятельно в чужих СК, финансисты категорически отказываются принимать. Чтобы исправить данную ситуацию, АМКУ рекомендовал банкам обеспечить прозрачность и открытость процесса аккредитации компаний. Их обязали размещать на своих веб-сайтах, а также в отделениях список аккредитованных СК и перечень требований к ним для получения аккредитации. Если же заемщик уже приобрел полис в неаккредитованной компании, финучреждения должны проверить ее деятельность на соответствие своим требованиям.

"В случае отказа банк обязан предоставить страховщику мотивированный ответ с указанием причины невключения его в список проверенных", - рассказал старший юрист адвокатской фирмы Arzinger Павел Нуржинский.

До сих пор финансисты не слишком баловали страховых партнеров какими бы то ни было разъяснениями. "Сейчас многие банки заявляют, что в случае отказа в аккредитации той или иной СК они не обязаны мотивировать его причины. В итоге страховщик предоставляет финучреждению развернутую информацию о своей деятельности, а в результате может получить отказ без видимой на то причины", - отметила заместитель председателя правления СК "НОВА" Светлана Кадукова. По словам главы АМКУ Алексея Костусева, хотя рекомендации даны только пяти банкам, остальным финучреждениям также придется им следовать. В случае невыполнения этих предписаний им грозят серьезные штрафные санкции.

"Согласно законодательству штраф может составить 10% выручки", - подчеркнул г-н Костусев. Еще одним поводом для вмешательства антимонопольщиков стал слишком высокий размер комиссий, который банкиры взимают за продажу страховых полисов. В числе самых жадных оказался Укрсоцбанк, который требовал от страховщиков уплаты комиссионного вознаграждения в размере 63% от суммы платежа по договору страхования залогового имущества физлиц (кроме автомобилей). В то же время в других финучреждениях средний размер отчислений за посредничество колеблется в пределах 10–25%. Именно до такого уровня, по настоянию антимонопольного ведомства, придется снизить комиссию и Укрсоцбанку.

Страховщики уверяют, что их взаимоотношения с банкирами уже давно требуют вмешательства регулирующих органов. Вопрос завышенных комиссионных остается для рынка больным на протяжении последних нескольких лет. Непомерные аппетиты финансистов становятся разорительными не только для СК, но и для их клиентов.

"Значительный рост банковской комиссии, с одной стороны, увеличивает затраты клиента на страхование, поскольку выливается в повышение страховых тарифов. С другой - может привести к банкротству страховщика, который, пытаясь предлагать рыночные условия, обязан значительную часть платежей отдать банку", - сказала директор ООО "Агентство страхового консалтинга" Елена Сидоренко.

Абсолютно непрозрачной в большинстве финучреждений остается и процедура аккредитации СК. Так, одним из основных критериев при отборе страховых партнеров сегодня является размер депозита, который компания готова разместить в банке. "Цена такого "входного билета" составляет в среднем 1–5 млн грн., но это далеко не предел. Отдельные финучреждения требуют размещения депозитных средств в размере 10 млн грн. и более", - рассказывает Светлана Кадукова. Некоторые же банки предпочитают работать исключительно с аффилированными страховщиками, не подпуская к страхованию залогов посторонние компании.

"Наиболее устоявшиеся отношения сложились между УкрСиббанком и страховой компанией АХА. Французское финучреждение (УкрСиббанк является одним из акционеров АХА в Украине. – ред.) тесно сотрудничает с французским страховщиком", - сообщил заместитель председателя правления АСК "ИНГО Украина" Александр Мацак. Итогом такого избирательного подхода к аккредитации компаний зачастую становится недовольство заемщиков. "Банки нередко злоупотребляют своим положением залогодержателя, прикрываясь заботой о клиенте. Но даже размещенный СК депозит в конечном итоге не гарантирует выполнения ею обязательств по договорам страхования", - рассказал начальник управления организации работы с банками СК "ПРОВИДНА" Андрей Ивчатов.

Финансисты обещают, что будут беспрекословно следовать рекомендациям АМКУ. Хотя некоторые из попавших в немилость банков уверяют, что и до сегодняшнего дня вполне отчетливо формулировали критерии при отборе страховых компаний.

"У нас есть ряд минимальных требований, которым СК обязана соответствовать изначально. Во-первых, это наличие лицензий на осуществление соответствующих видов страховой деятельности. Во-вторых, минимальный размер уставного фонда должен составлять порядка 1,5 млн евро, а размер полученных страховых платежей за последние 12 месяцев - не менее 5 млн евро. Кроме того, у компании должны быть договоры облигаторного перестрахования с международными страховщиками с рейтингом как минимум одного из ведущих рейтинговых агентств (AM Best, Fitch Ratings, Moody's Investors Service, Standard & Poor's, т. д.) на уровне не ниже А. Срок работы СК на страховом рынке Украины - не менее пяти лет", - поведал начальник отдела корпоративных отношений с международными корпорациями OTP Bank Юрий Немчиков.

Финансисты также пеняют на то, что найти надежных партнеров в нынешней ситуации не так просто: 80% зарегистрированных компаний либо не занимаются реальным страхованием, либо вообще не проводят никакой деятельности. К тому же сегодняшняя форма отчетности страховщиков не дает представления о действительном финансовом положении СК.

"Сложная экономическая ситуация в 2008–2009 годах негативно отразилась на страховом рынке. Надежных страховых компаний поубавилось, соответственно, уменьшилось и количество аккредитованных СК", - поясняет директор департамента управления розничными продажами АО "Эрсте Банк" Виталий Позняк.

По прогнозам финансистов, теперешние угрозы АМКУ едва ли изменят ситуацию, если вопросы аккредитации не будут урегулированы с помощью нормативных документов.

"Неправильно говорить о том, что правила нарушают только эти пять банков. Ситуация в других финучреждениях (в том числе и государственных) также далека от прозрачности. Необходимо внедрить единые стандарты для всех страховщиков, проходящих аккредитацию", - убеждена Елена Сидоренко. До тех пор пока регуляторы будут закрывать глаза на разборки своих подопечных, банки легко найдут возможность игнорировать конкурентное законодательство.


Евгения Андреева: Деловая Столица

Рекомендовать:

Комментарий:
ххх  20.05.10

Если бы АМКУ хотел решить проблему - было принято окончательное решение в соответствии с законом о страхованию - только страхователь имеет право выбора страховщика и никакие другие договорные отношения не могут влиять на выбор страхователем страховой компании. А в таком виде - это разговор ни о чем - один сделал вид что работает, а банки сделали вид что прислушались. А выбора у страхователя как не было так и нет, заемщики как переплачивали за страхование залога от 20 до 60% так и переплачивают.



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.