На очередном своем заседании 19 мая Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг приостановила 3-м страховщикам все лицензии на осуществление страховой деятельности. Решение, казалось бы, привычное и вполне в духе последнего времени, однако, если до этого подобные санкции применялись лишь к мелким страховщикам, то на сей раз под «раздачу пилюль» попали компании, которые в рынке довольно давно и в свое время вели активную деятельность.
Первой в списке значится страховая компания «Авионика» (Киев). Примечательно, что этот
страховщик работает около 15 лет, солидная дата, учитывая «молодость» страхового рынка Украины. Увы, финансовых результатов компании (премий, выплат и т.д.) по итогам прошлых 2-х лет отыскать не удалось. Но даже по имеющимся данным за 2006 год компания занимала 37 место по объему собранных премий (51,69 млн. гривен) и 44 по объему выплат (7,7 млн. гривен). Если судить по тенденциям, проблемы у компании начались довольно давно. Еще осенью 2008 года МТСБУ исключило “Авионику” из бюро в связи с неуплатой членских взносов, задолженность составляла почти 30 тыс. гривен. Как следствие, страховщик потерял право осуществлять деятельность, связанную с заключением договоров обязательного страхования автогражданской ответственности. Кроме того, последнее время появилось очень много жалоб со стороны страхователей на затягивание компанией выплат, некоторые из них ждут возмещений еще с 2007 года. Акционерами страховщика являются ООО «Авионика-Капитал» с долей 52,64% акций и физические лица – резиденты Украины, владеющие почти 31% акций компании. Плюс ко всему, страховщик входит в группу компаний “Авионика”, основанную в 1993 году на базе акционерного общества «Авионика».
Второй комиссия «отметила» страховую компанию «Гала-СКД» (Днепропетровск), которая тоже на рынке с 1994 года. Как и в случае с «Авионикой», не только свежую, но и прочую финансовую информацию (кроме бухгалтерской отчетности) вместе с отзывами клиентов отыскать не удалось. Известно лишь, что в 2005-2006 годах «Гала-СКД» входила в 100 крупнейших страховщиков Украины. Владельцем компании является частное предприятие «Экомет», которое сконцентрировало около 86% ее акций. Фактически страховщик контролируется Александром Галаганом, председателем Днепропетровской городской организации работодателей.
Третьей была наказана страховая компания «Инкомстрах» (Киев). Страховщик на рынке с 2001 года, определенное время вел довольно активную деятельность, концентрируясь преимущественно на сегменте физических лиц (их доля достигала 80%). По итогам 2007 года компания занимала 62 место по объему премий (почти 40 млн. гривен) и 35 по объему выплат (более 18,5 млн. гривен). Но с приходом кризиса страховщик, не будучи и ранее особо публичным, практически пропал из виду, а в декабре прошлого года и вовсе стал причиной скандала, получив иск от обиженной страховательницы, требовавшей признать вводящим в заблуждение составленный с ней договор КАСКО. Результат тяжбы пока что неизвестен, однако, вал жалоб на компанию, ее безразличие к страхователям и массовые затягивания выплат все больше и больше. Собственниками страховщика являются ООО «Панта Рей Систем» (23,04% акций), ООО «Энергоконтракт» (18,28% акций) и физические лица – резиденты Украины, которые владеют более 30% акций страховщика.
Что же стало истинной причиной приостановления лицензий всех 3-х компаний – Госфинуслуг не комментирует, ссылаясь на шаблонное «нарушение норм действующего законодательства». Но, судя по тенденциям, прослеживающимся в деятельности каждого из страховщиков, решение, скорее всего, принято из-за внутренних проблем, которые накопились в компаниях, и привели к массовым невыплатам. Подобная ситуация показательна для всего рынка: не только «мелким сошкам» стоит бояться праведного гнева регулятора, но и «крупным рыбам» нужно задуматься о «смысле жизни». Ведь не сегодня-завтра, их тоже может постигнуть подобная участь. Видно, комиссия все же выполняет угрозу наказывать непокорных страховщиков, дискредитирующих страхователей. Главное, чтобы это было не показательное выступление, а реальные санкции, которые приведут к логическому результату, то есть к выполнению обязательств перед клиентами.