Объем рынка каско, на который сильное влияние оказывает объем продаж новых автомобилей, в этом году заметно сократится. Падение продаж новых авто в Санкт-Петербурге, по оценкам экспертов, уже составило 50% в первом квартале. Вслед за ним последует и снижение страховых сборов. Его уже фиксируют некоторые страховщики. Чтобы удержать клиентов, страховые компании предлагают скидки, франшизу и всячески сегментируют продукты. Участники рынка заметили еще одну тенденцию: на рынке начался передел клиентов. Недовольные низкими выплатами клиенты меняют компании. Для некоторых
страховщиков это шанс увеличить долю, хотя и за счет высокой цены.
Итоги первого квартала еще окончательно не подведены, но многие страховые компании уже прогнозируют снижение объемов премий по каско. Так, компания РОСНО ожидает снижение сборов на Северо-Западе на уровне 3—5%, в тех же пределах прогнозирует снижение «Русский мир». «РЕСО-Гарантия» в целом по стране снизила премии в марте на 12% по сравнению с мартом 2008 года, а в январе—феврале сборы упали на 10%. Однако в Санкт-Петербурге и Ленобласти компания компенсировала снижение неагентских продаж страховок (в том числе банковских) аналогичным ростом агентским продаж, отмечает директор филиала «РЕСО-Гарантия» в Петербурге Дмитрий Большаков.
Впрочем, у некоторых компаний сборы, напротив, выросли, что сами страховщики связывают с переделом рынка. Так, компания «АСК-Петербург» увеличила в первом квартале премии по каско на 12%, а количество договоров — на 20%. По мнению директора по маркетингу группы АСК Татьяны Долининой, такой прирост — следствие того, что многие клиенты меняют страховщиков, недовольные отказами в выплатах или их низким объемом. «Не секрет, что сейчас многие страховые компании стараются снижать выплаты и это дает возможность другим участникам рынка увеличить долю», — говорит она. Об увеличении рыночной доли по итогам квартала заявили в «Ингосстрахе». По словам начальника отдела по работе с нестраховыми посредниками филиала «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Михаила Баричевского, в общем объеме продаж каско увеличивается за счет того, что растет количество клиентов, отказавшихся от услуг других страховщиков. В «РЕСО-Гарантии» надеются по итогам года сохранить объем премий на прошлогоднем уровне за счет ухода с рынка других игроков и перераспределения премий.
В объеме продаж новых авто большую долю занимали машины, приобретаемые в кредит и обязательно подлежащие страхованию. Если в прошлом году доля кредитных автомобилей в среднем по городу составляла примерно 60% в зависимости от автосалона, то теперь снизилась до 20—30%, отмечает Михаил Баричевский. Исходя из реальной ситуации, он прогнозирует дальнейшее падение продаж автомобилей, считая, что по итогам года оно составит 50% по сравнению с 2008 годом и, соответственно, будут снижаться и продажи каско.
По словам г-на Большакова, в ситуации снижения доходов населения «РЕСО-Гарантия» делает предложения по покупке страховых полисов «в пакете», что более выгодно и практично в условиях кризиса, так как клиент получает комплексную защиту. РОСНО запустило антикризисный франшизный продукт «каско Сказка», программу «АСК-диалог» с отменяемой франшизой выпустила и «АСК-Петербург». При этом страховщики предупреждают, что сейчас некоторые компании необоснованно занижают тарифы, что ведет к снижению качества страховой защиты, и потребителю надо быть очень осторожным в выборе предложений от страховых компаний.