Нашу систему социальной защиты постоянно критикуют как сами граждане, так и специалисты, чаще всего — справедливо. Конечно, есть за что, ведь она пришла на смену советской системе, когда в основе социального обеспечения был патернализм. Недавно Институт демографии и социальных исследований НАН Украины по заказу Европейской комиссии провел тщательное исследование всей сферы нашей жизни, относящейся к социальной защите: демографические аспекты; в частности, как повлияло на рождение детей увеличение одноразовой выплаты после родов; распространение социальных выплат; ситуация,
сложившаяся с бедностью; проблемы пенсионного обеспечения, проблемы здравоохранения и тому подобное. Одним из важнейших аспектов является трактовка специалистами изменений в психологии людей: насколько украинцы готовы по-другому мыслить — переходить от патернализма к ответственности за собственное будущее.
Почти 60% украинцев получает от государства хоть одну социальную помощь
Как указывают специалисты, главным для государства было перейти от патерналистских настроений, когда люди все надежды возлагают на государство, к реальной государственной социальной защите. Но эта важнейшая задача до сих пор не выполнена. Сегодня в Украине около 150 видов льготников, которые систематически, если не получают от государства выплаты, то пользуются различными льготами. Например, юристы Центра общественной адвокатуры Львова недавно подготовили и презентовали «Каталог льгот», в котором насчитали таковых аж 611 для различных категорий населения.
Кроме того что государство теряет львиную долю средств от компенсации льготникам, еще больше денег идет на расходы, касающиеся социальных выплат — пенсии, стипендии, выплаты семьям с детьми, инвалидам, неработоспособным и тому подобное. По словам Елены Макаровой, социальные расходы у нас превышают таковые в Эстонии, Латвии, Румынии, и «можно сказать, что у нас — европейские расходы».
На взгляд исследовательницы, современная система социальной защиты в Украине приобрела черты, характерные для рыночной экономики, но еще сохраняет черты старой системы. Основные недостатки: бессистемность выплат, несбалансированность между экономическим положением страны и социальными расходами, высокий удельный вес пенсионеров в Украине, низкие зарплаты, не позволяющие наполнить Пенсионный фонд, а еще — недоверие людей к власти, которая, особенно во время выборов, слишком много обещает. Все эти факторы приводят к тому, что ценностные ориентации украинцев не меняются и большая часть продолжает полагаться только на государство.
Между одноразовой выплатой на ребенка и хорошо оплачиваемой работой украинки выбирают второе
Особенно экспертов интересовал вопрос, насколько на рост рождаемости в Украине (в прошлом году по сравнению с предыдущим родилось на 43 тысячи младенцев больше) повлияло увеличение одноразовой социальной помощи после рождения первого ребенка в размере 12 тысяч 240 гривен, второй — 25 тысяч и третьей — 50 тысяч. Как утверждают демографы, только 4,3% опрошенных семей признались, что они родили ребенка именно из-за обещанной государственной помощи. Специалисты предполагают, что, возможно, некоторые родители просто не хотели говорить об этом, а может быть, по словам директора Института демографии и социальных исследований Эллы Либановой, «из тех 4,3% — 4% родили бы все равно».
Наиболее же демографов удивила зрелость украинцев репродуктивного возраста. Так, на вопрос, что именно государство должно делать, чтобы поднять рождаемость, более 68% сказали, что нужно повысить зарплату, чтобы люди чувствовали уверенность в завтрашнем дне, и что смогут дать ребенку воспитание и образование. Также 47% высказались за улучшение жилищных условий, 23% назвали всегда больной темой для семей с детьми вопрос о возможности для женщины сочетать материнство и профессиональную деятельность, и только на четвертом месте оказались те, кто выступил за увеличение одноразовой помощи (22%). «Люди на бытовом уровне знают больше, чем мы, анализируя результаты»,— говорит Светлана Аксенова.
Кстати, еще в пользу того, что украинские семьи в основном рожают, не ориентируясь на деньги, свидетельствуют ответы на вопрос-«ловушку», когда у граждан спросили, родили бы они ребенка, если бы выиграли в лотерею большую сумму. «Да» ответили только 8%.
Таким образом, специалисты сходятся на том, что в нашей системе защиты семей с детьми нужно идти дальше: после увеличения одноразовых выплат и помощи на ребенка до трех лет государство должно гарантировать семье устройство в детский садик, матери — хорошо оплачиваемую работу и вообще поддерживать семью до совершеннолетия ребенка. Как заметила заместитель министра труда и социальной политики Елена Гаряча, «мы поддерживаем эту стратегию, и есть еще много вещей, над которыми нужно работать».
На десять работающих в Украине приходится девять пенсионеров
Один из самых больных вопросов социальной защиты в Украине — пенсионные выплаты. Как отмечают исследователи проблемы, на рост пенсий у нас больше всего влияют политические события. Позитивом для граждан является то, что, начиная с 2004 года, они постоянно растут. Минимальный размер пенсии сегодня — 544 гривни — выше прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность (498 гривен) и составляет 60% от средней пенсии (913 гривен), а пенсия по возрасту составляет 170% от прожиточного минимума. В общем, как указывают специалисты, «в Украине нет значительного расслоения по принципу выплат». То есть большинство людей получает приблизительно одинаковые суммы.
Однако разница есть между «женской» и «мужской» пенсиями: у женщин она составляет 67% от выплат, которые получают мужчины. Причина в том, что мужчины на пять лет позже выходят на пенсию и имеют больший стаж работы, к тому же в Украине зарплата мужчин на 30% больше зарплаты женщин. Таким образом, получается, что наиболее бедными в Украине являются женщины-пенсионерки (кстати, из всех пенсионеров две трети — они), особенно если еще и проживают в селе.
Но даже не это самая большая беда украинской пенсионной системы. Главное то, что количество работающих, которые сегодня платят взносы в Пенсионный фонд, скоро сравняется с количеством пенсионеров. К тому же в Украине самый низкий пенсионный возраст в Европе: в среднем в ЕС на пенсию уходят в 65 лет. Как говорят специалисты, даже в Молдове для женщин эта граница уже составила 57 лет. Однако у нас даже разговоры о поднятии пенсионного возраста, на крайней необходимости чего делают ударение специалисты, очень «непопулярны» для любого правительства.