Любопытные тенденции наметились на украинском страховом рынке в 2013 году. По данным Insurance TOP, который обобщил предварительные итоги работы страховщиков non-life за первый квартал года, всего рынок собрал за этот период 7,6 млрд грн платежей, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 85%.
Однако не все так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Эксперты отмечают, что объем страховых услуг населению вырос лишь на 7% — до 1,6 млрд грн.
За счет чего же растет рынок? Основной рост произошел за счет увеличения в 4,7 раза операций перестрахования,
вызванного особенностями налогообложения в секторе страхования.
В лидеры рынка, по предварительным итогам, вышла, с огромным отрывом от ближайшего соперника, СК «Кремень» с показателем свыше одного миллиарда гривен. Для сравнения: находящаяся на втором месте «ИНГО Украина» собрала за первые три месяца года чуть больше 190 миллионов гривен (прирост — 75,7%). Прирост демонстрируют в первом квартале 2013 года почти все представители первой десятки страховщиков, за исключением трех компаний, снизивших поступления страховых платежей. Компания «AXA Страхование», хотя и пропустила вперед «ИНГО Украина» и СК «Кремень», продолжает расти. Быстрорастущими эксперты называют ту же «ИНГО Украина» и АСКА. Как будет развиваться рынок дальше, покажет время, однако уже сейчас, исходя из наметившихся тенденций, эксперты ожидают перераспределения структуры рынка по итогам года.
Аналитики же обеспокоены отмеченной тенденцией первого квартала: они ожидают, что в перспективе такой рост обернется стагнацией страхового рынка и уменьшением инвестиционной привлекательности страховщиков. И объясняют это уменьшением объемов реального страхования и значительным увеличением объемов квазистрахования.
Как быть в такой ситуации страхователям, возможности которых и без того ограничены вследствие снижения платежеспособности и общей экономической ситуации в стране?
Страхователям можно посоветовать обратить внимание на страховые компании, которые, не являясь лидерами рынка, не входя в TOP 10–20 страховщиков, имеют солидный запас прочности и продолжают уверенно расти. Так уж сложилось, что внимание и СМИ, и их читателей, как правило, сосредоточено на лидерах рынка, на крупнейших компаниях, которые больше других подвержены различным колебаниям рынка и, вследствие этого, зачастую оказываются более уязвимыми в моменты «турбулентности». Напротив, «крепкие середнячки» нередко бывают более устойчивыми ко многим «болезням» рынка и экономики в целом.