На сегодняшний день становится все более понятно, что оттягивать внедрение второго уровня пенсионной системы Украины дальше некуда.
Постоянно растущий дефицит бюджета пенсионного фонда, финансовый кризис. В этих условиях государственное накопительное пенсионное обеспечение - едва ли не единственная антикризисная мера для государственной пенсионной системы, и одна из наиболее действенных антикризисных мер для экономики страны. Мощный долгосрочный
надежный внутренний инвестор, работающий по понятным и прозрачным принципам с прогнозируемым поведением - это просто принц на белом коне для испытывающей потребности в инвестиционных ресурсах промышленности.
Внедрение государственного пенсионного накопления послужит толчком и для развития негосударственного пенсионного обеспечения, таким образом, сумма «длинных» инвестиционных ресурсов в экономике еще возрастет.
Сегодня активно разрабатываются нормативные акты, необходимые для внедрения накопительного государственного пенсионного обеспечения. Попутно формируются нюансы организации этой системы. Оптимистические прогнозы внедрения - начало 2010 года. Но что действительно радует - это пессимистические прогнозы, говорящие о том, что внедрение состоится в начале 2011 года.
Каким же образом будет организована работа второго уровня? Изначально законодательством предусматривалось, что будет создан отдельный Накопительный фонд, в который будут направляться страховые платежи граждан. Термин «страховые платежи» здесь относится к системе фондов социального страхования, а не коммерческого страхового рынка. И только после 11 лет его работы каждый застрахованный сможет выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести в него свои накопления и продолжать формировать свою обязательную накопительную часть пенсии в негосударственном пенсионном фонде.
На сегодня стало очевидным, что организация второго уровня пенсионного обеспечения через третий (через действующие НПФ) - это необходимость, неизбежность. Организация пенсионного обслуживания, персонифицированного учета, инвестирования и оценки активов в условиях ежедневных входящих и исходящих денежных потоков, ежедневно меняющейся стоимости активов, ежедневное определение доли каждого участника в активах фонда и стоимости этой доли, обеспечение прозрачности всего этого процесса для участников, контролирующих органов и общественности - все это требует апробированных не один год на практике пенсионных накопительных технологий, слаженной работы обслуживающих структур (администратора, управляющего активами, банка-хранителя), налаженных и отработанных «в поле» технологий операционной работы, учитывающих не только теоретические изыскания, но и вызовы практики. Множество вопросов возникает уже при обслуживании нескольких тысяч человек. И без трех-четырех лет ежедневной работы по решению этих вопросов задача по обслуживанию миллионов участников становится неразрешимой.
Безусловно, к тем НПФ, которые, будут допущены к работе со средствами второго уровня, должны предъявляться еще более жесткие требования, чем на третьем уровне. При этом, требования должны предъявляться как «на входе», при отборе и допуске НПФ на второй уровень, так и в ежедневной работе при обслуживании участников второго уровня.
Конечно, прежде всего, это наличие опыта работы с пенсионными накоплениями. При этом, опыт работы на рынке Украины должен быть достаточно длительный, и его необходимо отсчитывать не с даты регистрации фонда, а с даты поступления первого взноса, ведь фонд может существовать довольно долгое время «на бумаге» без активов и участников.
Это и понятно, поскольку единицы пенсионных активов (взносов) - единственный механизм, который позволяет:
надежно вести учет на больших массивах счетов при условии ежедневных входящих/исходящих денежных потоков и ежедневно меняющейся стоимости активов с минимизацией человеческого фактора (ошибок и намеренных искажений данных),
обеспечивать справедливое распределение инвестиционного дохода между участниками в соответствии с суммами их взносов и временем «работы» этих взносов в фонде,
обеспечивать прозрачность и контролируемость пенсионных накоплений их собственниками - участниками фонда.
Именно поэтому у фондов и их администраторов, допущенных к работе со средствами второго уровня, должен быть опыт учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах с использованием механизма единицы пенсионных взносов. И, кроме того, они должны иметь опыт ежедневного расчета чистой стоимости ЕПВ, и для этого — налаженные процедуры взаимодействия с КУА и банком-хранителем, а также с прочими контрагентами, которые участвуют в подтверждении стоимости активов.
Необходимость обслуживания большого количества участников предъявляет более серьезные требования и к программному обеспечению администраторов. Одной проверки Госфинуслуг уже будет недостаточно. Необходима профессиональная экспертиза работоспособности программного обеспечения на промышленных объемах информации, максимальное исключение человеческого фактора, то есть максимальная автоматизация всех процессов, в том числе и автоматизированное формирование документооборота, внутрипрограммные правила проверки ввода данных, обязательное использование механизма ЕПВ. Безусловно, важным для программного обеспечения будет наличие модулей, позволяющих вести некоторые работы удаленно - из любого населенного пункта Украины, при этом не снижая степени защиты данных, обеспечивая целостность и непротиворечивость основной базы данных.
Если все перечисленные выше требования касались надежного учета накоплений участников, то, безусловно, должен быть и ряд требований к инвестированию этих накоплений, эффективности такого инвестирования. КУА фонда, допущенного на второй уровень, должна быть компетентна в вопросах управления именно пенсионными активами, а не какими-либо прочими, поскольку тут есть своя специфика. КУА должна:
обеспечивать широкую диверсификацию портфеля,
обеспечивать ежедневную оценку стоимости активов,
вести регулярный мониторинг состояния активов,
иметь систему риск-менеджмента,
в любой момент времени обеспечивать необходимые средства для пенсионных выплат без задержек в необходимых объемах (поддерживать соответствующую ликвидность портфеля),
поддерживать доходность инвестиций на определенном уровне (изменение чистой стоимости единицы пенсионных взносов),
обеспечивать минимальные колебания чистой стоимости единицы пенсионных взносов, поскольку стабильность и «плавность» изменения этого показателя обеспечивает более справедливое распределение доходов между участниками фонда, снижает элемент «лотереи».
Важнейшая группа требований к фонду, работающему на втором уровне, - требования к публичности, прозрачности работы. Категорически недостаточно опубликования сложных отчетных форм раз в год в периодических изданиях. У фонда должен быть свой сайт, на котором регулярно (в идеале - ежедневно!) будут обнародоваться основные показатели работы, в том числе и чистая стоимость ЕПВ. Администратор фонда должен обеспечивать всесторонние консультации, желательно по бесплатным телефонным линиям. Также он должен предоставлять участникам возможность контролировать состояние своих накоплений в любой момент времени.
И вот эти требования - надежного и справедливого учета пенсионных накоплений, надежного и эффективного инвестирования, прозрачности деятельности — фонды должны выполнять не только на момент допуска ко второму уровню, но и в дальнейшем, в процессе работы со средствами государственной накопительной пенсионной системы.
Пенсионные средства - средства, решающие сложнейшую государственную проблему, и их необходимо защищать в первую очередь
Кроме требований к фондам, существует целый ряд вопросов, о которых нужно позаботиться до запуска второго уровня пенсионной системы Украины.
Необходимо создать дополнительные механизмы надежности накопительного пенсионного обеспечения (как государственного, так и негосударственного).
Прежде всего, это относится к надежности инвестиций. На сегодняшний день на законодательном уровне повышен уровень безопасности только активов НПФ, размещенных в банке-хранителе. В случае банкротства банка-хранителя активы НПФ не включаются в ликвидационную массу, то есть выводятся ДО составления ликвидационного баланса, а значит, имеют приоритет №1, даже до уплаты налогов государству и зарплаты работникам. И это правильно, поскольку пенсионные средства - это, по сути, средства, решающие сложнейшую государственную проблему и их необходимо защищать в первую очередь. Именно поэтому такую же степень защиты необходимо создать и другим активам НПФ - обязательствам перед НПФ по долговым ценным бумагам, депозитам во всех банках, а не только в банке-хранителе, обязательствам перед НПФ в банковских металлах, а также и обязательствам перед НПФ по паевым ценным бумагам (акциям), хотя последнее — наиболее сложный вопрос.
Дополнительным механизмом надежности для НПФ может быть и усиление роли советов фондов. Кстати, именно на это было направлено постановление Госфинуслуг №72 от 12.02.2009 «О временных мерах в отношении стабилизации деятельности негосударственных пенсионных фондов». В частности, в распоряжении советам пенсионных фондов рекомендовалось усилить контроль за деятельностью обслуживающих компаний, снижать вознаграждение КУА или рассмотреть вопрос их замены, если в результате их работы НПФ получили убытки от инвестиционной деятельности более 20% за год, постоянно контролировать своевременность осуществления администраторами НПФ операций в системе персонифицированного учета, законность осуществления администраторами НПФ разовых пенсионных выплат. В распоряжении рекомендовалось субъектам НПО подавать в Госфинуслуг оперативную информацию о финансовом состоянии, чтобы обеспечить возможность оперативного реагирования в случае угрозы потери пенсионных накоплений. К сожалению, это постановление Госфинуслуг по непонятным причинам отменила. Хотя, в условиях кризиса оно, безусловно, сыграло бы положительную роль.
Существует огромный массив технологических вопросов организации работы второго уровня. И это только кажется, что можно объявить старт без их решения. На самом деле, от того, как будут решаться эти вопросы, зависит, будет ли второй уровень пенсионного обеспечения в Украине жизнеспособным.
при первичном заведение информации об участниках и вкладчиках в систему персонифицированного учета фонда вопросы касаются, прежде всего, того, кто, в каком объеме и по какой процедуре будет предоставлять НПФ сведения об участниках;
при получении информации и денег в процессе работы, организации учета вопросы касаются, в основном, ритмичности взносов, «миграции» работающих и предоставлении сведений о них, изменений в этих сведениях (фамилии, адреса, паспортных данных), а также того, должен ли в НПФ учет накоплений участников вестись отдельно по второму и третьему уровням или эти накопления учитываются вместе на одном индивидуальном пенсионном счету.
при организации пенсионных выплат и переводов накоплений участников из одного НПФ в другой вопросы касаются дополнительной отчетности, возможности участника получать выплаты сразу из накоплений второго и третьего уровней (либо по отдельности), вообще режима использования и имущественных прав на пенсионные накопления второго уровня (наследование, раздел имущества при разводе и т.н.), а также того, кто, с какой периодичностью и на каких основаниях может принять решение о переводе накоплений участника по второму уровню в другой НПФ.
Проработка этих вопросов, апробация выбранных решений на практике необходима до начала работы государственного накопительного пенсионного обеспечения. И для этого нужно привлекать, в том числе специалистов-практиков, отработавших большую часть этих вопросов в процессе работы на опыте негосударственных пенсионных фондов.