Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Чем вы активнее и дальше поднимаетесь, тем с более тяжелыми препятствиями придется бороться"
Страхование

 


Пенсионные фонды

Антикризисный второй уровень пенсионной системы Украины: вопросы организации
18.10.09

Владимир Ульянов,
профессор МНТУ, завкафедрой Накопительного пенсионного обеспечения

На сегодняшний день становится все более понятно, что оттягивать внедрение второго уровня пенсионной системы Украины дальше некуда.

Постоянно растущий дефицит бюджета пенсионного фонда, финансовый кризис. В этих условиях государственное накопительное пенсионное обеспечение - едва ли не единственная антикризисная мера для государственной пенсионной системы, и одна из наиболее действенных антикризисных мер для экономики страны. Мощный долгосрочный
материалы в тему:
надежный внутренний инвестор, работающий по понятным и прозрачным принципам с прогнозируемым поведением - это просто принц на белом коне для испытывающей потребности в инвестиционных ресурсах промышленности.

Внедрение государственного пенсионного накопления послужит толчком и для развития негосударственного пенсионного обеспечения, таким образом, сумма «длинных» инвестиционных ресурсов в экономике еще возрастет.

Сегодня активно разрабатываются нормативные акты, необходимые для внедрения накопительного государственного пенсионного обеспечения. Попутно формируются нюансы организации этой системы. Оптимистические прогнозы внедрения - начало 2010 года. Но что действительно радует - это пессимистические прогнозы, говорящие о том, что внедрение состоится в начале 2011 года.

Второй через третий

Каким же образом будет организована работа второго уровня? Изначально законодательством предусматривалось, что будет создан отдельный Накопительный фонд, в который будут направляться страховые платежи граждан. Термин «страховые платежи» здесь относится к системе фондов социального страхования, а не коммерческого страхового рынка. И только после 11 лет его работы каждый застрахованный сможет выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести в него свои накопления и продолжать формировать свою обязательную накопительную часть пенсии в негосударственном пенсионном фонде.

На сегодня стало очевидным, что организация второго уровня пенсионного обеспечения через третий (через действующие НПФ) - это необходимость, неизбежность. Организация пенсионного обслуживания, персонифицированного учета, инвестирования и оценки активов в условиях ежедневных входящих и исходящих денежных потоков, ежедневно меняющейся стоимости активов, ежедневное определение доли каждого участника в активах фонда и стоимости этой доли, обеспечение прозрачности всего этого процесса для участников, контролирующих органов и общественности - все это требует апробированных не один год на практике пенсионных накопительных технологий, слаженной работы обслуживающих структур (администратора, управляющего активами, банка-хранителя), налаженных и отработанных «в поле» технологий операционной работы, учитывающих не только теоретические изыскания, но и вызовы практики. Множество вопросов возникает уже при обслуживании нескольких тысяч человек. И без трех-четырех лет ежедневной работы по решению этих вопросов задача по обслуживанию миллионов участников становится неразрешимой.

Кого допускать

Безусловно, к тем НПФ, которые, будут допущены к работе со средствами второго уровня, должны предъявляться еще более жесткие требования, чем на третьем уровне. При этом, требования должны предъявляться как «на входе», при отборе и допуске НПФ на второй уровень, так и в ежедневной работе при обслуживании участников второго уровня.

На что должны быть направлены эти требования?

Конечно, прежде всего, это наличие опыта работы с пенсионными накоплениями. При этом, опыт работы на рынке Украины должен быть достаточно длительный, и его необходимо отсчитывать не с даты регистрации фонда, а с даты поступления первого взноса, ведь фонд может существовать довольно долгое время «на бумаге» без активов и участников.

Персонифицированный учет в таком фонде должен вестись администратором максимально надежно и прозрачно. Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (ст. 80, п.7, абзац 4) предусматривает ведение персонифицированного учета на втором уровне с использованием механизма единицы пенсионных активов (на третьем уровне это единица пенсионных взносов) при ежедневном расчете ее чистой стоимости: «Розподіл та облік інвестиційного доходу на накопичувальних пенсійних рахунках застрахованих oci6 здійснюються виконавчою дирекцією Пенсійного фонду щоденно за результатами інвестування пенсійних активів виходячи з підрахунків чиста вартості одиниці пенсійних активів».

Это и понятно, поскольку единицы пенсионных активов (взносов) - единственный механизм, который позволяет:

  • надежно вести учет на больших массивах счетов при условии ежедневных входящих/исходящих денежных потоков и ежедневно меняющейся стоимости активов с минимизацией человеческого фактора (ошибок и намеренных искажений данных),
  • обеспечивать справедливое распределение инвестиционного дохода между участниками в соответствии с суммами их взносов и временем «работы» этих взносов в фонде,
  • обеспечивать прозрачность и контролируемость пенсионных накоплений их собственниками - участниками фонда.

Именно поэтому у фондов и их администраторов, допущенных к работе со средствами второго уровня, должен быть опыт учета пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах с использованием механизма единицы пенсионных взносов. И, кроме того, они должны иметь опыт ежедневного расчета чистой стоимости ЕПВ, и для этого — налаженные процедуры взаимодействия с КУА и банком-хранителем, а также с прочими контрагентами, которые участвуют в подтверждении стоимости активов.

Необходимость обслуживания большого количества участников предъявляет более серьезные требования и к программному обеспечению администраторов. Одной проверки Госфинуслуг уже будет недостаточно. Необходима профессиональная экспертиза работоспособности программного обеспечения на промышленных объемах информации, максимальное исключение человеческого фактора, то есть максимальная автоматизация всех процессов, в том числе и автоматизированное формирование документооборота, внутрипрограммные правила проверки ввода данных, обязательное использование механизма ЕПВ. Безусловно, важным для программного обеспечения будет наличие модулей, позволяющих вести некоторые работы удаленно - из любого населенного пункта Украины, при этом не снижая степени защиты данных, обеспечивая целостность и непротиворечивость основной базы данных.

Если все перечисленные выше требования касались надежного учета накоплений участников, то, безусловно, должен быть и ряд требований к инвестированию этих накоплений, эффективности такого инвестирования. КУА фонда, допущенного на второй уровень, должна быть компетентна в вопросах управления именно пенсионными активами, а не какими-либо прочими, поскольку тут есть своя специфика. КУА должна:

  • обеспечивать широкую диверсификацию портфеля,
  • обеспечивать ежедневную оценку стоимости активов,
  • вести регулярный мониторинг состояния активов,
  • иметь систему риск-менеджмента,
  • в любой момент времени обеспечивать необходимые средства для пенсионных выплат без задержек в необходимых объемах (поддерживать соответствующую ликвидность портфеля),
  • поддерживать доходность инвестиций на определенном уровне (изменение чистой стоимости единицы пенсионных взносов),
  • обеспечивать минимальные колебания чистой стоимости единицы пенсионных взносов, поскольку стабильность и «плавность» изменения этого показателя обеспечивает более справедливое распределение доходов между участниками фонда, снижает элемент «лотереи».

Важнейшая группа требований к фонду, работающему на втором уровне, - требования к публичности, прозрачности работы. Категорически недостаточно опубликования сложных отчетных форм раз в год в периодических изданиях. У фонда должен быть свой сайт, на котором регулярно (в идеале - ежедневно!) будут обнародоваться основные показатели работы, в том числе и чистая стоимость ЕПВ. Администратор фонда должен обеспечивать всесторонние консультации, желательно по бесплатным телефонным линиям. Также он должен предоставлять участникам возможность контролировать состояние своих накоплений в любой момент времени.

И вот эти требования - надежного и справедливого учета пенсионных накоплений, надежного и эффективного инвестирования, прозрачности деятельности — фонды должны выполнять не только на момент допуска ко второму уровню, но и в дальнейшем, в процессе работы со средствами государственной накопительной пенсионной системы.

О чем еще позаботиться

Пенсионные средства - средства, решающие сложнейшую государственную проблему, и их необходимо защищать в первую очередь
Кроме требований к фондам, существует целый ряд вопросов, о которых нужно позаботиться до запуска второго уровня пенсионной системы Украины.

Необходимо создать дополнительные механизмы надежности накопительного пенсионного обеспечения (как государственного, так и негосударственного).

Прежде всего, это относится к надежности инвестиций. На сегодняшний день на законодательном уровне повышен уровень безопасности только активов НПФ, размещенных в банке-хранителе. В случае банкротства банка-хранителя активы НПФ не включаются в ликвидационную массу, то есть выводятся ДО составления ликвидационного баланса, а значит, имеют приоритет №1, даже до уплаты налогов государству и зарплаты работникам. И это правильно, поскольку пенсионные средства - это, по сути, средства, решающие сложнейшую государственную проблему и их необходимо защищать в первую очередь. Именно поэтому такую же степень защиты необходимо создать и другим активам НПФ - обязательствам перед НПФ по долговым ценным бумагам, депозитам во всех банках, а не только в банке-хранителе, обязательствам перед НПФ в банковских металлах, а также и обязательствам перед НПФ по паевым ценным бумагам (акциям), хотя последнее — наиболее сложный вопрос.

Дополнительным механизмом надежности для НПФ может быть и усиление роли советов фондов. Кстати, именно на это было направлено постановление Госфинуслуг №72 от 12.02.2009 «О временных мерах в отношении стабилизации деятельности негосударственных пенсионных фондов». В частности, в распоряжении советам пенсионных фондов рекомендовалось усилить контроль за деятельностью обслуживающих компаний, снижать вознаграждение КУА или рассмотреть вопрос их замены, если в результате их работы НПФ получили убытки от инвестиционной деятельности более 20% за год, постоянно контролировать своевременность осуществления администраторами НПФ операций в системе персонифицированного учета, законность осуществления администраторами НПФ разовых пенсионных выплат. В распоряжении рекомендовалось субъектам НПО подавать в Госфинуслуг оперативную информацию о финансовом состоянии, чтобы обеспечить возможность оперативного реагирования в случае угрозы потери пенсионных накоплений. К сожалению, это постановление Госфинуслуг по непонятным причинам отменила. Хотя, в условиях кризиса оно, безусловно, сыграло бы положительную роль.

Существует огромный массив технологических вопросов организации работы второго уровня. И это только кажется, что можно объявить старт без их решения. На самом деле, от того, как будут решаться эти вопросы, зависит, будет ли второй уровень пенсионного обеспечения в Украине жизнеспособным.

Эти вопросы возникают:

  • при первичном заведение информации об участниках и вкладчиках в систему персонифицированного учета фонда вопросы касаются, прежде всего, того, кто, в каком объеме и по какой процедуре будет предоставлять НПФ сведения об участниках;
  • при получении информации и денег в процессе работы, организации учета вопросы касаются, в основном, ритмичности взносов, «миграции» работающих и предоставлении сведений о них, изменений в этих сведениях (фамилии, адреса, паспортных данных), а также того, должен ли в НПФ учет накоплений участников вестись отдельно по второму и третьему уровням или эти накопления учитываются вместе на одном индивидуальном пенсионном счету.
  • при организации пенсионных выплат и переводов накоплений участников из одного НПФ в другой вопросы касаются дополнительной отчетности, возможности участника получать выплаты сразу из накоплений второго и третьего уровней (либо по отдельности), вообще режима использования и имущественных прав на пенсионные накопления второго уровня (наследование, раздел имущества при разводе и т.н.), а также того, кто, с какой периодичностью и на каких основаниях может принять решение о переводе накоплений участника по второму уровню в другой НПФ.

Проработка этих вопросов, апробация выбранных решений на практике необходима до начала работы государственного накопительного пенсионного обеспечения. И для этого нужно привлекать, в том числе специалистов-практиков, отработавших большую часть этих вопросов в процессе работы на опыте негосударственных пенсионных фондов.


: Финансовые услуги

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.