Аргументы страховщиков против повышения тарифов на лицензии (дополнено мнением Госфинуслуг)
13.08.10
30 июля на сайте Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) появилось «Повідомлення про оприлюднення розпорядження Державної комісії з регулювання ринків фінансових послуг України "Про погодження проекту постанови Кабінету Міністрів України "Про внесення змін у додаток до постанови Кабінету Міністрів України від 13 квітня 2005 року № 286".
С чем совпало появление этого документа?
Во-первых, с общим ухудшением состояния экономики. Злополучный кризис обозначил падение всего рынка финансовых услуг. Ведь у страховщиков не только непрерывно снижаются поступления страховых платежей, параллельно с этим растут и выплаты, увеличиваясь за счет девальвации гривни, роста цен на запчасти и расценок СТО, догоняющих «в спину» убытков прошлых периодов. Денег стало меньше, а обязательств порою больше, и их нужно выполнять, и перед страхователями, и перед партнерами. Поэтому тяжело всем страховщикам, а многим приходится практически выживать.
Во-вторых, административные новации и Госфинуслуг, и Госфинмониторинга и так постоянно ужесточают правила на рынке и усиливают прессинг на страховщиков. Новые причины для наказаний, очередные формы отчетности, за ошибки в заполнении которых снова начисляются штрафы, которые тоже повышаются.
Сегодня – не лучшее для страхового рынка время. Работать стало не в пример тяжелее. Что же актуального для сегодняшнего рынка предлагает проект? Увеличить размер оплаты за получение лицензий на страховую деятельность. Если сегодня за лицензию страховые компании платят от 12 тысяч гривен, в зависимости от конкретного вида страхования, то теперь, по новым правилам, придется выложить по 28 тысяч гривен за каждую и любую новую лицензию. Независимо от обязательности, прибыльности, и вида страхования.
Авторы сетуют, что с 2005 г. размер платы за лицензию не менялся, «хоча неодноразово зростали видатки фонду Державного бюджету України, мінімальна заробітна плата, зросла інфляція тощо». Согласны - и зарплата, и инфляция не стояли на месте. Но есть и то, с чем нельзя согласиться, и если мы хотим действительно построить взаимные, понятные и прозрачные отношения с регулятором, то наши аргументы должны быть услышаны.
Начнем с того, что 2005 года не менялись, либо практически не менялись, многие тарифы либо размеры страховых платежей. Некоторые лицензии даже не окупали затраты на покупку. Страховщики приобретали их, чтобы предоставить полный пакет услуг клиенту. С экономической точки зрения покупка страховой лицензии стоимостью 12 тыс. грн. при семнадцати гривнах годового платежа владельца оружия бессмысленна (если только страховая компания не пытается занять монопольное положение на рынке с помощью админресурса). Сама калькуляция составлена по образцу обобщенной коммерческой сметы на предоставление обычной услуги. Да, обычно услуга оплачивается, и на нее составляется смета. «Послуга – це цивільні відносини, які характеризуються добровільністю, рівноправністю сторін та взаємними правами і обов’язками». В нашей ситуации сложно вести речь о добровольности и равноправии сторон, - небольшой страховой компании, и государственного регулятора.
Государственное лицензирование не является обычной услугой. В проекте говорится именно об услуге административной, а это «результат здійснення владних повноважень адміністративним органом, що … забезпечує юридичне оформлення умов реалізації фізичними та юридичними особами прав, свобод і законних інтересів … (видача дозволів (ліцензій) …» Лицензирование и регулирование - непосредственная функция государственных органов, финансируемых из бюджета, а о себестоимости государственных услуг говорить не совсем корректно.
Теперь о самой калькуляции. В ней указаны затраты времени на выдачу одной лицензии - 198,62 часа. Допустим, что три человека в трех разных департаментах занимаются только этим вопросом. Получается , что на одну только лицензию одной только страховой компании они потратят больше чем полторы недели работы! Создается впечатление, что показатель для расчета завышен. Затраты на служебные командировки и транспорт сотрудников, «діяльність яких безпосередньо пов'язана з наданням адміністративної послуги» обходятся в 7597 грн. Если лицензии не доставляют на дом страховщикам Харькова или Донецка, и эта услуга предоставляется исключительно по месту нахождения регулятора, то включать ее в расходы некорректно.
Непрямые затраты (вместе с прочими прямыми и амортизацией) составляют более 13 тысяч гривен. Расшифровка не прилагается, расчет непрозрачный, поэтому и комментировать сложно.
Но даже не в этом дело. Рассмотрение документов на выдачу лицензий, как нам кажется, не является дополнительной нагрузкой для работников регулятора. Это их профессиональная обязанность.
Поэтому, было бы достойным действием со стороны Госфинуслуг, во-первых, войти в сегодняшнее положение страховых компаний и учесть трудности периода.
Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины на выполнение требований пункта 4.4.7 Части III Закона Украины "Про Державну програму економічного і соціального розвитку України на 2010 рік" относительно разработки нормативно-правовых актов относительно порядков предоставления административных услуг, размеров платы за такие услуги и стандартов административных услуг разработала проект Постановления
На сегодня, плата за выдачу лицензий на проведение конкретного вида страхования установлена постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2005 № 286 "Про встановлення розміру плати за видачу ліцензії на проведення конкретного виду страхування" (далее - Постановление) и составляет на различные виды страхования 12 000, 21 000 и 30 000 гривен соответственно.
Стоит заметить, что со дня вступления в силу настоящего Постановления изменения в части установления размера платы за выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности не вносились, т.е. размер платы за выдачу лицензий с 2005 года не менялся, хотя неоднократно росли расходы фонда Государственного бюджета Украины, минимальная заработная плата , выросла инфляция и т.д.
Учитывая особенности предоставления административных услуг Госфинуслуг, в соответствии с Методикой определения себестоимости платных административных услуг, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 января 2010 № 66, был утвержден Порядок определения себестоимости платных административных услуг Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (приказ Председателя Госфинуслуг от 1 июня 2010 № 158) и проведен расчет себестоимости платы за выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности, которая составляет - 27 998,85 грн.
Поскольку Временным порядком предоставления государственных, в том числе административных услуг, утвержденного Кабинетом Министров Украины от 17 июля 2009 № 737 было определено, что размер платы за предоставление административных услуг устанавливаются с учетом экономически обоснованных затрат и себестоимости, определенной согласно Методике определения себестоимости платных административных услуг, утвержденной Кабинетом Министров Украины от 27 января 2010 № 66, предлагается, изменить размер платы за выдачу лицензии на отдельные виды страхования и установить плату за выдачу лицензии на все виды страхования в размере - 28 000 грн.
Расчеты размера платы за выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности приведены в себестоимость предоставления этой административной услуги на сегодняшний день, и размер платы, учитывая бессрочность лицензий на осуществление страховой деятельности (кроме обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств), вполне адекватным.
Также принятие проекта Постановления приведет к установлению платы за выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности по некоторым видам страхования даже ниже установлена на сегодня Постановлением.
Отдельно следует отметить, что согласно Лицензионным условиям осуществления страховой деятельности, утвержденных распоряжением Госфинуслуг от 28.08.03 № 40, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15.09.03 за № 805/8126, страховщики при получении лицензии на осуществление страховой деятельности подают экономическое обоснование планируемой деятельности с распределением доходов и расходов. Получение лицензий на виды страхования, которые не приносят доходов страховщику, по нашему мнению, противоречит основным принципам осуществления хозяйственной деятельности.