Очень важно, чтобы отношения страховщика и страхователя на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности были гладкими и прозрачными. Сегодня есть нюансы с невыплатами по страховым случаям, или затягивания возмещения. Страховщики ссылаются на низкие страховые тарифы и убыточность данного вида страхования, упоминают факты мошенничества со стороны своих клиентов, некоторые демпингуют и недоформируют резервы. В итоге проблемы одной страховой компании могут отразиться на всем рынке, ведь страховщики несут солидарную ответственность по ОСАГО, а МТСБУ выступает связующим звеном в этом.
На тему изменений в закон об ОСАГО и работе моторно-транспортного страхового бюро Украины, портал Тристар решил поговорить с Белошицкой Людмилой Анатольевной, генеральным директором Ассоциации "Страховой бизнес" и выяснить, какие вопросы надо решить рынку сегодня для дальнейшего развития этого социального вида страхования.
Кризис привел к падению страховых платежей во многих компаниях, им трудно осуществлять возмещения, а из-за этого увеличивается количество жалоб от клиентов. Компании пытаются любой ценой поддерживать уровень привлечения платежей и используют политику демпинга. При этом, навести порядок в этом вопросе МТСБУ и Госфинуслуг пока что не в состоянии. Демпинг приводит к тому, что у нас недоформированы резервы и, впоследствии, это может отразиться на качестве процедуры урегулирования убытков. Нам бы очень не хотелось, чтобы так происходило. Ведь ОСАГО - это социальный вид страхования, через который оценивается уровень страхового рынка Украины. Отсюда вытекает вопрос о том, каким образом все-таки избежать демпинга? Стоит учитывать и то, что мы несем солидарную ответственность. Некорректное поведение в части тарифной политики компании - члена МТСБУ, может отразиться на использовании наших общих резервных фондов, которые были сформированы нами в МТСБУ.
В связи с тем, что изменились цены на обслуживание и запчасти, существенно вырос средний размер убытка. В зависимости от категории транспортного средства средняя выплата возросла на 20-40%, исходя из этого, возникает необходимость повышения тарифа. Сейчас проводятся актуарные расчеты, которые должны нам дать объективную картину - как надо изменить эти тарифы.
Если нам удастся соединить два важных вопроса: выработать методы борьбы с демпингом, а также повысить тарифы и привести их в сегодняшнее соответствие с уровнем убыточности (с размером средней выплаты), то я думаю, что это может помочь стабилизировать и защитить наши фонды, дать возможность компаниям нормально выполнять свои обязательства.
Говорить сегодня о повальном увеличении тарифов нельзя. Опираясь на реальную статистику, я думаю, что это будет большая корреляция между городами миллионщиками, которые и дают убыточность компании более 100%, а в городах с населением до 100 тыс. человек будет незначительное повышение. Возможен также вариант изменения базового тарифа, или изменения коэффициентов, которые применяются для расчетов. Гражданам не стоит пугаться общего повышения, потому что не в интересах страхового рынка на сегодняшний день повышать тарифы так, чтобы потерять или уменьшить количество застрахованных и этим отпугнуть от этого вида страхования. Более того, надо четко отметить, что даже если повышение тарифов и будет, то это никак не распространяется на уже заключенные договора.
Еще хочу сказать, что нам бы не пришлось делать такой непопулярный шаг, как повышение тарифов, если бы был должный контроль над наличием ОСАГО со стороны ГАИ, а охват рынка был бы 70-80% вместо 40%-50%, как оценивается на сегодняшний день. За счет объема платежей уровень убыточности был бы ниже, и мы могли бы вопрос о пересмотре тарифов отсрочить на один или два года.
Как только актуарии пересчитают тарифы, они передают свои расчеты на рассмотрение президиума МТСБУ. Затем Президиум их принимает или отклоняет, и просит внести корректировки. Если президиум принимает положительное решение, то они подаются на рассмотрение в Госфинуслуг, где расчеты будут рассматриваться не более 45 дней.
Сегодня МТСБУ проводит работу с Госфинуслуг, а так же общественные организации страховщиков встречались г-ном Сусловым, т.е. этот вопрос уже на слуху, и хочется надеяться, что комиссия не будет затягивать процесс принятия решения. По моим прогнозам к 1 октября мы будем работать по новым тарифам.
В законодательство вносить изменения надо, потому что оно очень сложное, не понятное для страхователей, и неоднозначно читается страховщиками. Во-первых, три типа полисов – это сложно. Этот вид услуги должен продаваться в рознице и быть очень простым для понимания. Сегодня человеку надо объяснить, что есть 3 типа, чем они отличаются и какая разница в цене.
Система по части возмещения вреда жизни и здоровью должна быть более прозрачной и понятной. Сейчас выплата производится путем подтверждения затрат связанных с лечением и доходов пострадавшего. Мы понимаем, что не все доходы люди могут показать. Система должна быть такой, какой она была в Постановлении КМ, например: выплата за смерть - 100%, за инвалидность 1 группы - 90%, инв. 2 гр. - 70% и за инв. 3 гр - 50%. Определенная сумма выплат, за день нетрудоспособности.
Надо вносить изменения в работу органов управления МТСБУ. За 5 лет работы уже видно, где и какие коррекции надо внести в их полномочия и функции. Это основное, что нужно сделать, чтобы этот документ и закон стали проще и понятнее.
В конце 2004 года, также сложилась конфликтная ситуация на рынке. Она была связана с тем, что при создании закона об ОСАГО и всех подзаконных актов, имела место попытка прописать эти документы таким образом, чтобы участвовать в этом бизнесе могли буквально 10-15 компаний. Был создан согласительный совет из представителей разных участников рынка, который разработал целый ряд решений, в том числе и Устав МТСБУ. В те времена придумали механизм, по которому лимит ответственности определяется размером гарантийного фонда компании. Компании при внесении 100 тыс. евро имели право реализовать 50 тыс. полисов, а при внесении 500 тыс. евро лимит отсутствовал. Так же, чтобы сохранить единоначалие, собрание внесло в Устав решение, о допустимости соединения должности президента и генерального директора. Причем, это не было предусмотрено законом. Еще был целый ряд компромиссов, которые были прописаны документально и имели положительное значение для формирование рынка ОСАГО на тот период времени.
В начале текущего года часть представителей страхового рынка начала говорить о том, что нужно изменить модель, и вернуться к той, которая прописана законом. В этом законе есть президент и генеральный директор, прописаны полномочия ген. Директора. Единое мнение рынка было о том, что эти должности надо разделить, и президента надо выбирать не на 4 года, а на 1 год. Потому что президиум избирается каждый год и следующий президиум получает в наследство того президента, которого он не выбирал.
Разногласия начались тогда, когда этого вопроса коснулись глубже – функциональных обязанностей, право вето, и т.д. Сегодня в Уставе прописано право вето у президента, потому что он и гендиректор это одно лицо. Чтобы эти изменения прошли, необходимо получить две трети голосов, к сожалению, на собрании мы поняли, что рынок разделился примерно на две равные части. Сейчас надо проводить переговорный процесс и находить консенсус в том, что именно мы принимаем и как мы будем работать дальше, чтобы работа не тормозилась.
Некоторые документы, а в частности Устав создавались под определенного человека, который наиболее подходил на конкретную должность. При появлении другого человека их необходимо будет корректировать. Я предлагаю отбросить образ конкретных людей и нарисовать ту структуру и систему управления, которую мы хотим, а потом будем искать людей, которые наиболее соответствуют должностям президента и генерального директора. Я вела переговоры с крупными компаниями, все согласны – давайте обсуждать этот вопрос, не думая о фамилиях, а голосовать за общую идею как таковую.
Если мы не можем прийти к консенсусу и набрать две трети голосов, то давайте оставим все как есть сейчас. Но это должна быть воля собрания, а не президиума. Хотя собрание тоже не решает объективно все как оно должно быть, половина компаний – членов МТСБУ, это те, которые продают очень незначительное количество полисов, их удельный вес в портфеле общих поступлений по ОСАГО очень низкий. Они не глубоко вникают в проблему, т.е. они находятся не в теме и получается, что это технические голоса.
На президиуме могут присутствовать члены координационного совета и представители крупных компаний, так же есть 2 резервных члена президиума. Могут приходить (только нужно сообщить заранее), представители компаний, если на президиуме рассматривается вопрос, который для данной компании очень важен. Вообще на моей памяти не было момента, когда пришедшего человека попросили бы удалиться.
Этот, явно надуманный процесс, начался с того, что было выступление – давайте не политизировать действие президиума и не желательно, чтобы на президиуме присутствовали люди, которые не являются членами МТСБУ, и руководители общественных организаций.
Но президент УФС имеет право присутствовать на заседании, потому что Александр Завада представляет компанию «Оранта», я тоже имею право присутствовать, потому что у меня есть доверенность от члена координационного совета представлять его интересы. Александр Филонюк является членом координационного совета.