Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Концентрируйся на одном деле, потом выбрасывай его из головы и занимайся следующим делом"
Страхование

 


Автострахование

Автоюристы тянут ОСАГО ко дну - Россия
26.09.16

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал, каковы причины и пути решения проблемы судебных выплат и автоюристов в ОСАГО.

За 2015 год автоюристы вывели с рынка ОСАГО в целом по России более 10 миллиардов рублей. По оценкам РСА, по итогам 2016 года эта цифра может вырасти до 15 миллиардов рублей.

Я считаю, у судебной проблемы есть три основных составляющих. Во-первых, пока ситуация была не такой острой и количество дел и штрафы небольшими, страховые компании не активно
материалы в тему:
проявляли и отстаивали в суде свою позицию. Этим воспользовались автоюристы. Сейчас страховщики понимают, что некоторые моменты они, возможно, упустили, поэтому решено организовать в этом направлении более системную работу. В таких регионах, как Краснодар, Ростов и пр., компании выделяют специализированные организованные юридические структуры, которые будут на местах квалифицированно и системно отстаивать их интересы в судах.
Судебные дела – это серьезная работа, которая требует дополнительных действий.

Вторая составляющая проблемы заключается в том, что многие вопросы требуют уточнения в законодательстве. Именно из-за этого Пленум Верховного Суда вынужден раз в полгода издавать свои документы, которые разъясняют для судей, какие действия нужно предпринимать.

Конечно, судьям подчас тяжело выявлять злоупотребления со стороны потребителя или автоюриста, и все, что напрямую не прописано в законе и иных нормативных актах, судья трактует в пользу «слабой стороны», то есть гражданина. Поэтому Российским союзом автостраховщиков подготовлен ряд инициатив по корректировке нормативных актов в этой части. Какие-то из них уже реализованы (обязательное предоставление поврежденного автомобиля страховщику ОСАГО на осмотр, обязательный претензионный порядок), какая-то часть – пока еще рассматривается (в частности, касающиеся регламентации пересылки документов почтой, из-за недостатка которой сейчас страдают все страховщики). Необходимость изменений остро назрела и вызвана сложившейся практикой в судах.

Ну и третья составляющая проблемы – это сами судьи. Практика показывает, что в своем желании провести дело в пользу слабой стороны они довольно широко трактуют законодательство. Бывают абсурдные ситуации, приводящие к штрафам и пени: потребитель, который представил свои документы страховщику, вернее, его автоюрист, не указал реквизиты для перечисления выплаты, и страховщику просто некуда направить деньги.

В РСА приходят письма, в которых зачастую нет и половины необходимых документов для получения компвыплат, отсутствуют реквизиты для перечисления средств. Мы начинаем переписку, требуем предоставить весь комплект и указать реквизиты, а человек (автоюрист) ждет 5 дней и идет в суд, требуя выплату и все неустойки, как будто ему было отказано.

Злоупотреблений со стороны потребителей масса, а позиция части судей - против страховщиков: вы обязаны были заплатить, а как – это уже ваши проблемы. Ситуация не повсеместная, часть судей рассматривают дела нормально. Например, два соседних региона – Челябинск и Екатеринбург – решают вопросы совершенно по-разному. В Екатеринбурге в таких случаях суд возвращает пострадавшему документы и требует полный комплект предоставить в страховую компанию, а в Челябинске все совсем по-другому. Несмотря на то, что мы делаем описи полученных некомплектных документов и доказываем, что не могли выполнить свои обязанности в силу закона, судом принимается решение в пользу клиента.

Мы рассчитываем начать серьезную работу вместе с правоохранительными органами по выявлению фальсификации страховых случаев (например, когда один и тот же человек по документам является виновником нескольких ДТП и т.п.)

Ошибочно думать, что проблема не касается Московского региона – преступные группировки автоюристов уже пришли в столицу и начали здесь работать. В настоящее время около 11% от выплат в Москве идут в карман недобросовестным автоюристам. За 2015 год ущерб от деятельности автоюристов, действующих в Московском регионе, составил более 1 миллиарда рублей (в том числе 900 миллионов в Москве и более 100 миллионов в Московской области). С учетом прогнозируемого роста уровня выплат по ОСАГО в 2016 году эта сумма ущерба за год может увеличиться до 1,4 миллиарда рублей.

В проблемных же регионах ситуация ухудшается. В августе 2016 года один судья в Краснодаре принял 155 решений о списании денежных средств по суду с Российского союза автостраховщиков (поскольку мы также осуществляем выплаты пострадавшим за обанкротившиеся компании) в пользу одного и того же человека. Каждое из этих дел – ровно на 395 тысяч рублей, в том числе 120 тысяч рублей – страховая выплата, остальные деньги – возмещение морального вреда, оплата экспертизы, штрафы и прочее. Эти колоссальные средства идут в карман автоюристам.

Практика такова, что на обжалование подобных решений уходит 6-8 месяцев, и после этого денег мы уже не видим. Сначала средства списываются со счета страховой компании или РСА, дальше дело по обжалованию может быть и выиграно. Но к тому времени человек, который получил средства, давно исчез.

Расцвет бизнеса автоюристов связан с тем, что в ОСАГО есть денежные выплаты и может быть применен закон о защите прав потребителей. Это позволяет им делать все, чтобы человек не ремонтировал свой автомобиль, а дело уходило в суд и можно было, играя на суммах этих расходов, зарабатывать большие деньги. Страховщики и Центральный Банк считают решением проблемы судов и автоюристов введение натурального возмещения по убыткам. Мы очень надеемся, что в осеннюю сессию проект, подготовленный с учетом предложений страховщиков, ЦБ и Минфина, будет принят.


: Страхование сегодня

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.