Болезненный туризм,... или "переполненная" страховка
30.07.08
В конце июня на туристическом рынке разразился скандал: несколько сотен российских туристов не поселили в турецкие гостиницы из-за банкротства международного туроператора Vasco. Страховая компания (СК) РОСНО начала выплачивать пострадавшим компенсации, поскольку туроператор не выполнил обязательства по договору о реализации продукта.
Украинцы тоже нередко становятся жертвами недобросовестных турфирм (чего стоит скандал с отменой нескольких рейсов из Иордании из-за невыполнения обязательств местной компанией), однако отечественные страховщики от подобных рисков не страхуют. Зато в
Страховщикам приходится приспосабливаться, предлагая интересные опции в полисах страхования выезжающих за рубеж, хотя пока компании продвигают в основном стандартные полисы. Страхование туристов ежегодно растет на 20%, при этом 80% премий обеспечивают платежи по страхованию медицинских расходов за рубежом. Сам рынок туристического страхования оценивается экспертами более чем в десять миллионов долларов ежегодно.
До сих пор стандартная страховка выезжающего за рубеж имела две опции — покрытие медицинских расходов и (в зависимости от направления тура) страхование от несчастного случая. Страховки требуют посольства при открытии виз и турагентства (обычно оформляют у себя вместе с туром). Средняя стоимость полиса — семь гривен в день.
Страховые компании отвечают за туриста только на территории страны, куда он купил тур. Клиента всегда отправляют в медицинское учреждение по месту прописки. Дальнейшая его судьба и уровень обслуживания в местных лечебных заведениях страховщиков и ассистанские компании не интересуют. Популярность стандартных полисов среди украинцев зависит не только от их недоверия к страховщикам, но и от правил игры на самом рынке. Большинство туристических компаний не желает продвигать дорогие страховки с несколькими опциями.
Эту программу сделали обязательной опцией в туристической страховке уже несколько компаний — «Европейское туристическое страхование», «ИНГО Украина», «Страховые традиции», «Профессиональная защита». При срыве поездки компания обещает выплатить 75–95% от цены тура (за две недели до отъезда) и 50% (за неделю до начала тура). Такая опция в полисе обходится путешественникам в три процента от стоимости всего тура. Хотя логика тут не вполне понятна: ведь по статистике всего два-три путешественника из ста не отправляются в поездку.
Другим новшеством является страхование от потери багажа. При этом максимальная компенсация за пропажу вещей составляет в среднем от 200 до 2 тыс. долларов, документов — 100 долларов.
Страхование туристов ежегодно растет на 20%, при этом 80% премий компаниям обеспечивают платежи по страхованию медицинских расходов за рубежом
В таком случае пострадавший должен сообщить об утере руководителю туристической группы, представителям администрации гостиницы, транспортной организации либо местным правоохранительным органам, заполнив соответствующие документы. А затем в течение десяти дней с момента возвращения из поездки подать письменное заявление. В нем необходимо указать характер и обстоятельства страхового случая, назвать фирму, организовавшую туристическую поездку, дату выезда за границу. В документе также следует привести перечень утраченных или поврежденных вещей с указанием времени их приобретения и первоначальной стоимости. К заявлению желательно прикрепить чеки, квитанции или ярлыки на эти вещи.
Компания разработала полис, в который кроме стандартного медицинского страхования, входят страхование риска невозможности совершить поездку (а также необходимости досрочно вернуться) и страхование багажа. Большинство работающих на туристическом рынке страховщиков признаются, что в идеале будут стремиться к предложению именно таких полисов. Помимо этого перечня они разрабатывают дополнительные условия выбора. К примеру, по желанию туриста можно включить опцию приглашения родственника, когда оплату его проезда и проживания в гостинице берет на себя страховая компания.
Дополнительно страховщик может уплатить за гостиничный номер при наступлении форс-мажорных обстоятельств (например, если по назначению врача турист должен на некоторое время остаться за границей) и вернуть за свой счет багаж на родину пострадавшего, пока он лечится в местной больнице. Прогресс некоторых СК дошел и до предложений страховок от риска отказа в туристической визе. Однако туристам, которым ранее было отказано в визе при обращении в консульства США и стран Евросоюза, такая страховка не светит.
Не исключено, что тенденция расширения опций станет рыночным правилом страховщиков уже в ближайшее время. Однако им придется умерить свои аппетиты из-за туристических компаний, до сих пор диктующих правила на этом рынке. По мнению участников рынка, опции будут сильно зависеть от направлений туров.