Страховой рынок ожидают тяжелые времена. 2009 г. может оказаться последним для множества страховых компаний. Розничные СК и компании, ориентированные на корпоративных клиентов, по-разному ищут выход из ситуации. Национальная акционерная страховая компания (НАСК) “Оранта” — крупнейшая компания в сфере страхования физлиц, и страховое общество (СО) “Ильичевское” — лидер в некоторых направлениях корпоративного страхования, являются яркими представителями различных типов страховых компаний, работающих на рынке.
НАСК “Оранта” в недавнем прошлом принадлежала государству, была выкуплена
иностранными инвесторами и сейчас располагает одной из наиболее обширных региональных сетей по обслуживанию клиентов-физлиц. СО “Ильичевское” подконтрольно ММК им.Ильича и помимо комбината обслуживает ряд крупных предприятий, страхуя риски как юрлиц, так и сотрудников предприятий. Обе компании признают, что финансовый кризис скажется на их деятельности, но имеют различное мнение относительно того, кто имеет больше шансов избежать наиболее тяжелых последствий. О причинах финансового кризиса, своем видении необходимых антикризисных мер, прогнозах на следующий год и возможных банкротствах СК в интервью рассказали председатель наблюдательного совета НАСК “Оранта” Олег Спилка и директор ОАО “СО “Ильичевское” Юрий Гришан.
Олег Спилка, председатель наблюдательного совета НАСК “Оранта”:
Валерий Алешин дал достаточно мягкий прогноз. Я думаю, может случиться так, что до половины классических СК покинут рынок. Есть компании, которые обслуживали промышленность, в том числе и металлургию. Мы понимаем, что металлурги деньги на страхование будут выделять в последнюю очередь. Есть также проблемы у химиков, нефтепереработчиков. Более того, страхование во всем мире неразрывно связано с экономическими процессами в стране и всеми сопутствующими бизнесами, в первую очередь — с банковским. Приблизительно с 2004 г. началась активизация работы с банками, они стали активнее направлять деньги в потребительское кредитование. Многие СК поняли, что можно строить свой бизнес, не вкладывая больших средств в сети, в открытие агентств, не привлекая много агентов. Страховщики попросту договаривались с банками и “садились” на обслуживание тех рисков, которые финучреждения на себя принимали.
Первыми начали страдать и будут в 2009 г. испытывать трудности компании, для которых банки были основным каналом продаж. А среди классических СК таких около 60%. У этих компаний зависимость от банков составляет более 50%, т.е. более 50% страховых премий им приносит банковский канал продаж. Но есть и очень много СК, у которых 100% продаж проходят через банки. Сейчас же финучреждения сокращают кредитование, соответственно, СК не получают новых премий. В то же время по уже заключенным договорам идут выплаты. Естественно, убыточность страхового портфеля растет. Уже у десятков СК уровень убыточности превышает 100%.
Около 50%. Мы, в отличие от многих ритейловых компаний, никогда не зависели от банков более чем на 30%. Сейчас банковский канал продаж дает всего 7-8% в общем объеме собираемых премий. Естественно, сборы от данного канала сократились, но это было компенсировано благодаря работе агентов, которые собирают страховые платежи традиционным способом. В основном продаются полисы страхования имущества физлиц и “автогражданка”.
У нас есть традиционные потребители. Компания страховала и страхует имущество на селе. Мы порядочно повели себя в вопросе выплаты страховых возмещений за имущество, пострадавшее в результате наводнения в Западной Украине. Люди после этого поняли, что ранее они экономили и заключали договоры на небольшие страховые суммы, а могли бы получить больше.
По-моему, в сфере страхования корпоративных клиентов. У них больше проблем, чем у физлиц. Компании, которые концентрировались на работе с корпоративными клиентами, будут испытывать достаточно большие проблемы в следующем году. Корпоративные клиенты — это иностранные компании, работающие в Украине, транспортные, металлургические, химические предприятия. Я всегда следил за соотношением ритейлового и корпоративного портфелей, которое должно составлять 75% к 25%. У НАСК “Оранта” данное соотношение в целом выдерживается в этих пределах. Но я знаю СК, у которых было всего 10 крупных клиентов. Есть и компании, работающие при крупных промышленных группах и пытающиеся балансировать, строить сети в регионах и держаться в ритейле. Вот им придется серьезно оптимизировать обслуживающий персонал, очень сильно сокращать издержки для того, чтобы выйти из этого кризиса.
Абсолютно верно, мы это уже делаем. Примерно два месяца назад приняли комплексную программу антикризисных мероприятий, в том числе и сокращение обслуживающего персонала на 1 тыс. человек. Это не только технические работники, это и финансисты, и экономисты, люди, обслуживающие продавцов. В головном офисе работают 300 сотрудников, 86 из которых будут сокращены. Это где-то будет сделано за счет централизации, где-то — за счет увеличения оплаты труда людям, которые могут выполнять работу других специалистов. Часть персонала мы переводим на сдельную оплату труда. Например, работал человек экономистом, теперь работает агентом. Когда ситуация поправится, мы заберем его на прежнее место. Также серьезно сократили издержки на инвестиционные проекты, ускорили программу перевода сети на безбалансовые отделения. Мы скорректировали свои планы на следующий год. Хотели, например, увеличить сборы на 50% по сравнению с текущим годом. Теперь же поставили планку в 30-35%. Сейчас банки столкнулись, с одной стороны, с невозвратом кредитов, а с другой стороны, с тем, что мелкие СК уже перестали платить в случае повреждения залога. Естественно, в условиях кризиса будет идти перераспределение рынка. И понятно, что в пользу более крупных СК.
Компании, у которых большая часть резервов сформирована в ЦБ, а не в денежных средствах, будут испытывать серьезные проблемы с платежеспособностью и ликвидностью. Возможна череда банкротств. Резервов де-факто нет.
Если какой-то из банков не вернет депозит досрочно, будут судебные разбирательства. В условиях договора предусмотрена досрочная выдача депозитов. Я особо по поводу денег, размещенных на банковских депозитах, не переживаю. У нас есть целое казначейство, которое устанавливает лимиты на размещение денег в банках, по аналогии с установлением лимитов между банками. Такая процедура была введена еще в 2004 г. Это политика риск-менеджмента. Все-таки мы видим, что НБУ уделяет особое внимание первой тридцатке банков, дает им рефинансирование. Если рухнет хоть один системный банк, финучреждения начнут сыпаться, как карточные домики. Здесь я считаю политику НБУ правильной.
Это абсолютно правильно. Компании имеют иностранных акционеров плюс ко всему таких, которые у себя на родине занимаются таким же бизнесом — страхованием. Соответственно, акционеры в своих странах имеют аналогичные проблемы на рынке. На развивающиеся рынки приходят, чтобы купить некий потенциал. Но когда случается кризис, акционеры задумываются, какой бизнес важнее? Даже потеряв в Украине бизнес, можно прийти сюда снова.
Юрий Гришан, директор ОАО “Страховое общество “Ильичевское”:
“Крупные СК сталкиваются с самыми большими проблемами”
Банки становятся в очередь за получением стабилизационных кредитов, денег МВФ. Банковский сектор защищает постановление НБУ №319. Страховой же рынок лишен протекционизма. Кризисные явления на страховом рынке во многом объясняются кризисом банковской системы.Мораторий НБУ на досрочное изъятие вкладов, в частности, не позволяет СК использовать все деньги резервов и другие денежные активы, предназначенные, например, для развития сетей, офисов, поддержания платежеспособности. Хорошо, если у компаний были текущие депозиты с правом пополнения и снятия средств. Но не все готовились к кризису. Многие компании стремились получить максимальный инвестдоход по срочным депозитам.
Мы не просим денежной помощи, но дайте нам воспользоваться нашими же деньгами. В одном банке из первой десятки, когда мы обратились по вопросу снятия средств с депозита, срок которого заканчивается, нам сказали, чтобы мы и не пытались забирать деньги, так как их попросту нет. Но позвольте, что значит — нет?! Ведь банк получил стабилизационный кредит.
10% сокращения страхового рынка — это оценка, которая ближе к оптимистическому прогнозу развития событий в следующем году. Существует множество предпосылок к тому, что кризис будет глубже. Как я уже говорил, сегодня невозможно распоряжаться своими же деньгами, замороженными на банковских депозитах. Многие компании так или иначе испытывают колоссальные трудности, связанные с резкими изменениями валютных курсов, так как должны перечислять перестраховочные платежи перестраховщикам-нерезидентам по уже действующим контрактам. Мы закладывали одни затраты на приобретение валюты, сейчас это уже совсем другие суммы.
Крупные СК, которые уже давно работают на рынке, сталкиваются с самыми большими проблемами. Несколько крупных компаний вели борьбу за рынок, часто при этом демпингуя. Жизнь заставит многих страховщиков пересмотреть свои тарифы. Некоторые коллеги говорят, что уже увеличили тарифы по своим полисам. Если СК готовила захват рынка, то жила в основном за счет прироста страховых премий. Деньги приходили и тут же расходовались на выплаты.
Нужно внедрить элементы кризис-менеджмента и разработать необходимые мероприятия, по ним провести тренинги для людей, отвечающих за финансы, резервы, выплаты, продажи. Мы это уже сделали. Каждый человек в компании теперь знает, за что конкретно отвечает и что должен делать, если сложатся определенные обстоятельства или же если определенные показатели достигнут предельных значений.
Конечно, многое будет зависеть от глубины кризиса в будущем. Понятно, что если депозиты страховщиков будут заблокированы надолго, у всех компаний будут проблемы. У одних раньше, у других — позже. Нам пока ресурсов хватает. Был достаточный приток средств, и еще нет огромных обязательств по выплатам. У нас хороший коэффициент ликвидности — 116%. В структуре активов есть недвижимость, золото, облигации, ОВГЗ.
Этот процесс зависит не только от промышленных групп. Известны мнения некоторых иностранных инвесторов, которые звучат приблизительно так: “Интересно ли иностранным акционерам нести те убытки, которые они несут в Украине?”. Все зависит от конкретного акционера. Кто-то и в промышленном секторе будет заинтересован, чтобы СК дальше развивалась, кто-то действительно откажется от этого. Когда я в апреле представлял руководству ММК им.Ильича план трехлетнего развития компании, рассматривался сценарий продажи и сценарий инвестирования в компанию. Был выбран второй вариант. Мы в этом году увеличили уставный капитал. Я не могу сказать, какой сценарий будет выбран через пару лет.
Все зависит от того, какой у компании портфель клиентов. У нас, допустим, есть предприятие, крупный стратегический партнер, которое до февраля отпустило своих рабочих в отпуска. Понятно, что приостановлены договоры, приостановлены платежи по ним. Контрагенты не покупают продукцию предприятия, им нечем за нее платить, поэтому остановлено производство. А есть клиенты, у которых все нормально, которые продолжают нормально работать и платить по договорам.
Тут все будет зависеть от того, как компании смогут развивать продажи по обязательным видам страхования, а также как будут удерживать клиентов. Кстати, то, как один из банков удерживает клиентов для своих СК, просто ни на что не похоже. Скоро в стране начнется бунт. Некоторые наши клиенты прислали нам письма, что этот банк, в котором мы аккредитованы, поставил их перед фактом: если вы не перезаключите договоры страхования с конкретной СК, ставки по кредиту будут существенно повышены. Хотя, надо сказать, эффективная ставка все равно увеличится, так как клиентам навязывается полис с завышенными тарифами. Речь идет не только о проблемах клиентов нашей СК. В банке аккредитовано много страховщиков.
Зависимость нашей компании от комбината — это то, что сегодня, как миф, повторяют недобросовестные конкуренты, компании, являющиеся кэптивами некоторых банков. Мы уже знаем, кто это делает. Один из банков с иностранным капиталом послал нашему очень крупному клиенту письмо, в котором говорилось, что у нас очень плохое финансовое состояние. Логика была следующая: если у учредителя проблемы, то и у СК они есть. Естественно, мы и банку, и клиенту предоставили всю официальную информацию о нашем запасе платежеспособности, о финансовой устойчивости, покрытии резервов. У нас риски ММК им.Ильича по валовому доходу составляют около 8%. Комбинат на нас не окажет никакого решающего воздействия, даже если будут сворачиваться отдельные программы страхования. По программам медицинского страхования оттока пока не наблюдается. Что касается комбината, то он стоит с XIX столетия и за эти годы пережил не один кризис. Нужно понимать, что у всех компаний, занимающихся корпоративным страхованием, процессы будут происходить одинаково. Часть клиентов приостановит платежи, часть — отложит их на более поздние сроки.