При желании в Сети можно отыскать страхование от несчастного случая и
даже добровольное медицинское страхование. Проблема с медицинским
осмотром страхователя в данном случае решается просто. По словам Татьяны
Морозовой, «вместо медосмотра клиент заполняет подробное заявление на
страхование. В его интересах ответить на вопросы правдиво. Ведь если случится
страховое событие и выяснится, что информация, предоставленная страхователем,
была недостоверна, клиент может не получить выплату».
Дальнейшие нюансы скорее нивелируют плюсы интернет-страхования. Например,
продавая через интернет полисы КАСКО, компании
не отменяют требования об обязательном осмотре автомобиля. В противном случае
интернет-магазины стали бы раем для мошенников, которые бы пачками начали
страховать уже разбитые автомобили. Поэтому, после оформления заявки на покупку
КАСКО, клиенту все же придется встретиться с сотрудником компании, который
осмотрит и сфотографирует машину во всех ракурсах. Кроме того, КАСКО можно
купить в Сети лишь в том случае, если автомобиль не находится в залоге у банка.
Как правило, кредиторы настаивают на том, чтобы машина была застрахована только
в компании, имеющей аккредитацию в банке. К тому же условия страхования
кредитных авто заранее согласовываются с банками и не могут быть изменены без их
разрешения. Как правило, те же требования выставляются и при страховании
находящейся в залоге недвижимости.
Остальные онлайн-ресурсы, декларирующие возможность покупки полисов через
Сеть, являются обычными корпоративными сайтами, через которые можно оформить
заявку. Подсчитав на «калькуляторе» стоимость страховки, клиент отправляет
заявку по электронной почте. Спустя некоторое время агент компании связывается с
вами и доставляет договор, и ему же вручается оплата. При такой схеме продаж
самая привлекательная фишка интернет-торговли (возможность получения скидки) в
большинстве случаев «не работает», и стоимость страховки обычно остается
стандартной. Кроме того, как правило, максимальные возможности (см. диаграмму)
предоставляются при интернет-покупках полисов «автогражданки», которые как раз
скидок не предполагают «по умолчанию». При покупке других видов полисов договор
доставляется клиенту курьером или заказным письмом без каких-либо личных
контактов с представителями страховщика (в этом случае больше всего можно
рассчитывать на финансовые поблажки).
Размещая на своих сайтах минимум информации (условия программ и
«калькуляторы», позволяющие рассчитать тариф), страховщики объясняют это
неграмотностью… самих клиентов. Мол, разобраться в нюансах страховых договоров —
задача не из легких.
«Дистанционность» услуги — тоже пока под вопросом. В
большинстве случаев для заключения договора вам все же придется приехать в офис
компании. Страховщики уверяют, что это на пользу самим клиентам. Мол, в
интернете граждане выбирают максимально дешевые продукты страхования имущества,
транспорта и т. д. Однако, приехав в офис и пообщавшись с агентом, который
разъясняет условия выбранного договора и «открывает глаза» страхователю на
фигурирующие в нем ограничения, покупатель меняет мнение и в конечном итоге
приобретает совсем другую программу.
Более активная продажа полисов в Сети, уверяют страховщики, начнется
уже через год-другой. Во-первых, в кризис многие компании изрядно
сократили сети своих отделений, а потому будут заинтересованы в создании менее
затратных виртуальных точек продаж. Во-вторых, по мере улучшения экономической
ситуации в стране спрос на страховые полисы снова начнет расти. А значит, нужно
будет позаботиться об улучшении клиентского сервиса, в том числе — об
оптимизации процесса продаж через интернет.
Андрей Пашун, начальник управления корпоративного автотранспортного
страхования СК «Нова»
Продажи через интернет — достаточно «молодой» источник получения информации о
страховании для потенциальных клиентов. Однако такой канал продаж перспективен.
Им будут все активнее пользоваться люди возрастной категории до 30 лет, которые
уже не понаслышке знакомы с приобретением товаров через интернет-магазины.
Безусловно, объем реализации полисов через интернет увеличивается. При продажах
через Сеть наиболее востребованы обязательное страхование гражданско-правовой
ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСГПО) и автострахование
(КАСКО), т. е. те виды, которые наиболее популярны и при реализации по другим
каналам. Но в данный момент говорить о динамичном росте не приходится. Недоверие
к СК усиливается. В новой экономической ситуации все компании стараются
минимизировать свои издержки, что порой сказывается и на выплатах страховых
возмещений и, в итоге, — на объемах продаж полисов.
Сергей Чекменев, ведущий специалист отдела по связям с общественностью СК
«Провидна»
Результаты опроса, проведенного нашей компанией, показали, что
преимущественному большинству клиентов важно личное общение со специалистом. Он
может предоставить консультацию по страховому продукту, помочь выбрать наиболее
подходящий по цене и качеству вариант. Поэтому, с нашей точки зрения,
оптимальным является размещение на сайте СК функции «Заявка на полис». Чтобы
клиент мог в любое удобное время выбрать интересующий его страховой продукт и
отправить заявку. Страхователю не обязательно ехать в офис — агент компании
может приехать по адресу, указанному клиентом, и оформить все необходимые
документы. Но при этом стоимость страховки не будет отличаться от ее стоимости
при покупке в офисе или через агента. В перспективе, при повышении спроса,
страховщики начнут более активно создавать интернет-магазины, в которых
страхователи смогут приобрести и оплатить большинство интересующих их страховых
продуктов.