В каждой аварии есть виновник и потерпевший. Послеаварийное развитие событий напрямую зависит от того, кто из них и каким образом застрахован. Рассмотрим все возможные ситуации.
- Первая. Обе стороны ДТП не застрахованы. С точки зрения закона тут всё просто: виновник аварии через суд полностью возмещает потерпевшему его убытки. Если, конечно, есть чем возмещать. В жизни дело, в основном, обстоит иначе. В выигрыше, как правило, остаётся более сильный и "крутой". Виновник, например, сумеет "договориться" с сотрудником ГАИ и окажется потерпевшим. Но
даже если он всё же будет признан виновным, нет никакой гарантии, что его удастся заставить платить. Обратная ситуация, когда "круче" потерпевший. Он с виновника, путём примитивного запугивания и угроз, может "снять три шкуры": и квартиру заставит продать, и дачу, и вдобавок ещё и вгонит в беспросветные долги.
- Вторая. Потерпевший имеет страховку АВТОКАСКО (достаточно риска "ущерб"), а виновник не имеет полиса страхования автогражданской ответственности. Эта ситуация становится особенно распространённой в последнее время. Виновнику аварии в этом случае придётся очень туго. На первый взгляд особенно нервничать не надо. По крайней мере никаких "братков", никакого рэкета. Всё абсолютно официально: страховая компания возмещает потерпевшему ущерб, а затем предъявляет виновнику иск на всю сумму выплаченных ею средств. Но именно в размере этой суммы и заключается вся суть. Как известно, ущерб можно оценивать по-разному. При желании, можно обосновать замену даже слегка поцарапанного кузова. И тогда, вместо ожидаемых 200 долларов за ремонт слегка помятой "шестёрки", страховая компания предъявит Вам счёт на две тысячи. И будет абсолютно права. Закон Украины "О страховании" позволяет ей поступать таким образом. И далеко не все страховые компании могут устоять перед соблазном не воспользоваться этим преимуществом. Как говориться: "и волки сыты, и овцы целы". В общем, ситуация у виновника аварии может сложиться похлеще, чем при разборках с братками. Единственная радость, что обойдётся без мордобоя и утюгов - всё в рамках закона.
- Третья. Потерпевший не застрахован, а виновник имеет полис страхования автогражданской ответственности. Здесь напротив, виновник может спокойно отдыхать, ни о чём не заботясь и полностью положившись на свою страховую компанию. Зато у потерпевшего задача будет не из лёгких. Во-первых, страховая компания, имея за плечами многолетний опыт и используя самые различные связи, постарается, как максимум, перевести вину в происшествии на него и, как минимум, - на дорожные службы. Ведь это ей выгодно. И тогда потерпевшему грозит долгая и, как правило, бесперспективная судебная тяжба со страховой компанией или дорожными службами. И даже если этого не произойдёт, ему придётся вступить не в самый простой спор со страховой компанией относительно суммы ущерба. Дело в том, что, на вполне законных основаниях, страховая компания будет требовать проведения экспертной оценки причинённого ущерба. А при такой оценке будут учитываться и возраст автомобиля и степень его износа. Поэтому, когда, например, на трёхлетний автомобиль потерпевшего устанавливается новое крыло, страховая компания вправе уменьшить сумму возмещения по этой запчасти с учётом амортизации. К тому же, если в предыдущей ситуации страховой компании было логично завышать реальный размер убытков, то здесь, вполне вероятно, она их будет занижать, пытаясь навязать потерпевшему более дешёвый ремонт, оспаривая любые "лишние" траты.
- Четвёртая. Обе стороны ДТП застрахованы по полной программе. Эта ситуация, по идее, оптимальна. Все должны быть довольны (естественно, в той степени, в которой можно быть довольным после аварии). Виновник позвонил своему брокеру, тот подготовил все необходимые документы и направил их в страховую компанию, а потом одно из двух - либо виновник получил деньги, либо ему был оплачен ремонт. Аналогично и с потерпевшим. Далее все разборки идут между страховыми компаниями. Но даже и в том случае, когда человек имеет страховой полис, включающий АВТОКАСКО и автогражданскую ответственность, у него всё таки могут возникнуть проблемы. По нашему мнению, основных проблем - пять. И все они связаны с вопросом: где и как Вы приобрели полис страхования. Возможные проблемы: 1) неправильно выбраны условия страхования; 2) неправильно выбрана страховая сумма; 3) неправильно оформлены документы на получение страхового возмещения; 4) отсутствие юридической поддержки; 5) ограниченность во времени. В этом статье мы не разбираем детально каждую из этих проблем. Но кое-что мы считаем необходимым сообщить Вам уже сейчас.
Попасть в ДТП просто, выпутаться намного сложнее. Несмотря на страхование. Оно надёжно, если конечно правильно выбраны условия страхования. Но сама процедура сбора всех необходимых документов, проверки правильности их оформления и т.д. отпугивает многих автомобилистов. А если ещё и возникла спорная ситуация! Вот если бы можно было сразу после ДТП доверить защиту своих интересов ответственному и знающему человеку, чтобы он всё довёл до ума. Есть ли такие люди? Даём ответ: есть! Это страховые брокеры. Они отличаются от страховых компаний тем, что при любых обстоятельствах отстаивают интересы клиента. Главное - они оказывают помощь на всех этапах страхования, начиная от подбора страховой компании и заканчивая выплатой страхового возмещения. Кроме того, брокер всегда может получить скидку у страховой компании, т. к. часть работы по обслуживанию клиентов он выполняет своими силами, обеспечивая экономию страховщику. Именно поэтому, зачастую стоимость полиса одной и той же страховой компании у брокера ниже, чем у агента или самой страховой компании. Другими словами, оформив страховой полис с помощью брокера, Вы всегда сможете продолжать заниматься своими делами, не отвлекаясь на разборки. Этим будет заниматься профессионал, за плечами которого стоит целая организация. Так что ищите брокера. И не в день ДТП, а заранее