Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости
18.01.19

СЕО азиатских страховых компаний превосходят западных коллег во всем, кроме прагматизма - исследование
18.01.19

Нацкомфинуслуг исключила из госреестра СК "Золотой век"
18.01.19

Верховная Рада провалила голосование за отмену моратория на продажу земли
17.01.19

Российские депутаты хотят поднять штраф за злоупотребления при продаже страховок до 1 млн рублей
17.01.19

В Нацкомфинуслуг обсудили, какие выплаты относить к расходам за услуги по заключению страховых договоров

Все новости >>>

7264.png

Мнение профессионала
Реформа отчетности финансовых учреждений и ее аудита в 2018 году вступит в активную фазу

Для того, чтобы сделать небанковские финансовые услуги более доступными, их стоимость необходимо уменьшить за счет повышения эффективности небанковских финансовых учреждений, а также усиления конкуренции и прозрачности в финансовом секторе. Одним из направлений обеспечения прозрачности является реформирование отчетности финансовых учреждений и ее аудита.

Александр Залетов: член Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг
Правило успеха
"Строительство на основе успеха других есть признак ума"
Страхование

18379.jpg


Нормативно-законодательная база

Фондовый регулятор вступает в новый бой за полномочия
01.08.18

Парламент не прекращает попыток расширить полномочия НКЦБФР. Фондовый регулятор считает, что пока его полномочия ограничены, перезапустить рынок невозможно. Участники рынка считают, что предложенные в законопроекте инициативы будут им во вред.

В Верховной Раде появился очередной законопроект, который усиливает полномочия комиссии – № 6303-д. Он призван обеспечить присоединение Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку к Меморандуму Международной ассоциации регуляторов фондовых рынков (IOSCO), повысить независимость комиссии и дать правовые основания для международного сотрудничества. «Институциональная независимость заключается в выполнении комиссией своих функций самостоятельно, без вмешательства любого другого госоргана или политических сил. Финансовая независимость комиссии определяется достаточностью собственных финансовых ресурсов, необходимых для выполнения ее функций, реализации программ и обеспечения высокого уровня заработной платы работников», – говорится в пояснительной записке.

материалы в тему:
В мировой практике одним из источников финансирования регуляторов рынков ценных бумаг являются негосударственные поступления. «Среди других источников финансирования можно выделить: платежи надзора, взимаемые с юридических и физических лиц, над которыми осуществляется надзор, в зависимости от размера их активов или доходов; сборы за процессуальные действия (выдача лицензий, регистрация проспектов эмиссии и т.п.); транзакционные сборы; возмещение отдельных услуг регулятора; штрафы; поступления от продажи периодических изданий и от осуществления иной деятельности, разрешенной законом», – перечисляется в документе. Например, финансирование регуляторов рынка ценных бумаг Швеции (FI) и Хорватии (FSA) осуществляется за счет административных доходов, платежей надзора и штрафных санкций, Польши (КNF) и Англии (FCA Uk) – за счет платежей надзора и штрафных санкций, а в Германии (BaFin) – за счет платежей надзора и административных доходов.

В законопроекте предлагается, чтобы комиссия финансировалась в основном за счет уплаты взносов участниками рынка. Эти средства будут тратиться на НКЦБФР через спецфонд госбюджета. Взносы будут либо фиксированными (например, при эмиссии ценных бумаг), либо будут привязаны к объективным показателям, таким как размер дохода торговца от операций с ценными бумагами. НКЦБФР будет получать плату за предоставление административных услуг и внешнюю помощь от МФО и стран. Комиссия сможет самостоятельно распоряжаться средствами, которые поступают в спецфонд, сможет создавать резервы для непредвиденных расходов.

Размер взносов на регулирование для торговца ценными бумагами составит не более 1% среднего за три года чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), но не менее 20 минимальных зарплат (МЗП). Фондовая биржа будет платить не более 3,5% среднего за три года чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), но не менее 100 МЗП, КУА – не более 1% среднего за три года чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), но не менее 20 МЗП. Эмитент ценных бумаг (кроме государственных ценных бумаг и облигаций МФО), находящихся в биржевом списке фондовой биржи, кроме эмитентов ценных бумаг, находящихся в биржевом реестре, заплатит 10 МЗП.

Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме облигаций местных займов и акций корпоративного инвестиционного фонда, выпущенных с целью формирования начального уставного капитала) обойдется в 0,1% номинальной стоимости выпуска ценных бумаг, но не более 100 МЗП. Утверждение проспекта ценных бумаг стоит 0,2% номинальной стоимости ценных бумаг, но не более 200 МЗП, а регистрация внебиржевых деривативов – 10 МЗП. За согласование рекламы ценных бумаг и фондового рынка необходимо будет уплатить 2 МЗП, а за согласование ответственного лица небанковской финансовой группы – 5 МЗП.

Институциональная независимость регулятора предполагает, что регулятивные акты комиссии не будут регистрировать в Минюсте, а сам регулятор будет иметь доступ к банковской тайне.

Между первым и вторым

В НКЦБФР отметили, что зарегистрированный законопроект – доработанная версия законопроекта № 6303, зарегистрированного в апреле 2017-го. В ходе доработки пересмотрели терминологию, дополнили ст. 344 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за вмешательство в работу НКЦБФР, уточнили особенности оплаты труда служащих НКЦБФР.

Доработали нормы, которые касаются финансирования комиссии. «С целью обеспечения независимого контроля за процессом планирования и финансирования деятельности НКЦБФР законопроект дополнен нормами по созданию Бюджетного совета НКЦБФР, который должен быть сформирован из числа представителей президента (два человека), профильного комитета Верховной Рады (2) и саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка (2), также туда войдет глава НКЦБФР. Взамен исключено положение об участии комитета по вопросам бюджетной политики Рады в процессе составления и утверждения бюджета НКЦБФР и определены на уровне закона размер должностных окладов председателя и членов НКЦБФР», – пояснили FinClub в комиссии.

Оклад главы НКЦБФР составит 50 МЗП (186 тыс. грн), члена комиссии – 40 МЗП (149 тыс. грн). Предусмотрены также ежемесячные и ежеквартальные премии за отличное выполнение служебных обязанностей или за выполнение отдельных особо важных задач. «Общий размер премий, которые может получить председатель, член НКЦБФР за год, не может превышать 50% фонда должностного оклада для соответствующих должностей в год», – говорится в проекте.

Слова рынка

Участники рынка раскритиковали предложенный законопроект, как и его предыдущую версию. Первый заместитель генерального директора Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) Ольга Трипольская отмечает, что принципиальных различий между законопроектами № 6303 и № 6303-д нет: сохраняется даже название документа – «О внесении изменений в некоторые законодательные акты о защите прав инвесторов от злоупотреблений на фондовом рынке».

«И точно также содержание не соответствует названию, поскольку это законопроекты о полномочиях НКЦПФР. При этом комиссии, которая, по сути, является органом исполнительной власти, пытаются придать особый статус, не предусмотренный ни конституцией, ни законом “О центральных органах власти”», – отмечает она.

Фактически предлагается вывести регулирование фондового рынка из-под действия законов «Об основах государственной регуляторной политики» и «О лицензировании», а на председателя и членов комиссии не будут распространяться нормы закона «О государственной службе». «Если мы хотим построить прозрачный, транспарентный и честный рынок, почему строительство этого рынка мы начинаем с законопроекта, название которого не отвечает его сути?» – спрашивает руководитель финансовой компании КУБ Константин Шевчук.

«К законопроекту было много вопросов, но стало еще больше. Была рабочая группа по доработке законопроекта, но в рамках этой группы рассматривались второстепенные вопросы. Существенные замечания в рабочей группе даже не обсуждались. Так что депутатам предлагается к рассмотрению фактически тот же самый текст», – говорит президент Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) Алексей Кий.

Ольга Трипольская отметила, что в отличие от большинства европейских стран, где подобные НКЦБФР регуляторы осуществляют функции надзора за рынком, а нормативную базу с требованиями к участникам рынка готовит Минфин или другой орган исполнительной власти, отвечающий за разработку экономической политики, в Украине комиссия сама разрабатывает регуляторную базу и сама же осуществляет контроль и правоприменение. «Создание для НКЦБФР особого правового режима нарушает баланс полномочий органов государственной власти, права участников рынка и создает значительные регуляторные и коррупционные риски, что никак не будет способствовать улучшению инвестиционного климата и притоку инвестиций на отечественный фондовый рынок. А слабость судебной системы еще больше повышает такие риски. Для реальной защиты рынка капитала регулятору в первую очередь необходимо в полной мере использовать имеющиеся полномочия и направить усилия на развитие рынка», – считает Ольга Трипольская.

Алексей Кий говорит, что полномочия комиссии должны быть безграничные и безусловные, но для них должны быть описаны процедуры. «Ну, например, полномочия комиссии по доступу к банковской тайне должны реализовываться через решения суда, как в НАБУ. Я согласен, что влияние на комиссию должно быть минимизировано, но не совсем понятно, причем тут отказ от юстирования документов комиссии? А как же быть с тезисом о том, что действия государства должны быть прогнозированными или, по крайней мере, ожидаемыми? У комиссии достаточно инструментов для моментального реагирования на весь рынок от приостановления действия лицензии до запрета инструмента», – рассуждает Алексей Кий.

«Если регулятор получит эти полномочия, то у него будет весь инструментарий для блокировки деятельности любого профучастника», – переживает другой собеседник. Константин Шевчук считает, что рынок не против изменения правил и регулирования, но эти изменения должны быть прозрачные: их нужно выносить на обсуждение и прислушиваться к мнению рынка.

Алексей Кий акцентирует внимание на том, что зарегистрированным законопроектом существенно повышается коррупционная емкость комиссии. «Чего только стоят эти вилки штрафов: они отличаются на порядки, и от мнения вполне конкретного сотрудника будет зависеть итоговая сумма! А дополнительный налог на регулирование, который будет получать сама комиссия! Плюс административные услуги, которые привязаны к размеру выпускаемого инструмента. Это нонсенс. И вишенкой на торте является так называемая бюджетная рада, которая и будет распоряжаться этими деньгами», – перечисляет Алексей Кий/


Виктория Руденко: Finclub.net

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2019 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.